Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.08.2005 N А05-2898/2005-13 Довод ИФНС об отсутствии у общества права на возмещение НДС в связи с тем, что его поставщик применяет УСН, признан судом неправомерным, поскольку в том случае, когда лицо, не являющееся налогоплательщиком или освобожденное от исполнения обязанностей налогоплательщика, выставило покупателю счет-фактуру с выделением суммы НДС, оно обязано исчислить и уплатить в бюджет эту сумму, а из материалов дела следует, что поставщик выставлял обществу счета-фактуры с выделением налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2005 года Дело N А05-2898/2005-13“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Ломакина С.А., Морозовой Н.А., рассмотрев 25.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2005 по делу N А05-2898/2005-13 (судья Сметанин К.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат“ (далее - ОАО “Соломбальский ЦБК“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения от 20.01.2005 N 13-23/217 Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) об отказе в возмещении из бюджета
28557 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2004 года.

Решением суда от 05.05.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт. Податель жалобы указывает, что поставщик Общества - общество с ограниченной ответственностью “Лига Компани“ (далее - ООО “Лига Компани“) последнюю бухгалтерскую и налоговую отчетность представляло за первое полугодие 2004 года; второй поставщик Общества - общество с ограниченной ответственностью РСФ “Северстрой“ (далее - ООО РСФ “Северстрой“) с 01.01.2004 применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС, следовательно, налог, уплаченный Обществом поставщикам, не поступил в федеральный бюджет и не может быть включен в налоговые вычеты.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Общество 20.10.2004 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2004 года, в которой заявило к вычету 41233822 руб. налога.

Решением Инспекции от 20.01.2005 N 13-23/217 Обществу отказано в возмещении 28557 руб. НДС. В обоснование принятого решения Инспекция указала на то, что поставщики Общества не производят уплату НДС в федеральный бюджет.

Не согласившись с решением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, указал на то, что ОАО “Соломбальский ЦБК“ доказало правомерность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товара на экспорт, представив в Инспекцию все необходимые документы.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, считает принятый
по делу судебный акт законным и обоснованным.

Право налогоплательщика на возмещение НДС и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.

Налоговый орган не позднее трех месяцев со дня представления этих документов должен принять решение о возмещении сумм налога путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении, проверив обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов на основании документов, указанных в статье 165 и в пункте 1 статьи 172 НК РФ.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг), а также не устанавливается обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении сумм НДС к возмещению.

В определении от 16.10.2003 N 329-О Конституционного Суда Российской Федерации указано, что налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие “добросовестные налогоплательщики“ как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Таким образом, нарушение поставщиками Общества налогового законодательства не может служить достаточным основанием для отказа в праве на применение налоговых вычетов. В связи с
этим ссылка налогового органа на то, что ООО “Лига Компани“ последнюю бухгалтерскую и налоговую отчетность представляло за первое полугодие 2004 года, несостоятельна.

Довод Инспекции о том, что ООО РСФ “Северстрой“ с 01.01.2004 применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС, следовательно, НДС в бюджет не поступает и не может быть заявлен к вычету, не принимается судом кассационной инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Однако в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.

Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что ООО РСФ “Северстрой“ выставляло Обществу счета-фактуры с выделением в них сумм НДС (счет-фактура от 28.05.2004 N 00000004).

Таким образом, следует признать, что Общество выполнило все условия, необходимые для возмещения из бюджета НДС за сентябрь 2004 года и у Инспекции не было законных оснований для принятия оспариваемого решения об отказе Обществу в возмещении из бюджета 28557 руб. налога по экспортным операциям.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2005
по делу N А05-2898/2005-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.

Председательствующий

СТАРЧЕНКОВА В.В.

Судьи

ЛОМАКИН С.А.

МОРОЗОВА Н.А.