Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.08.2005 N А13-14330/04-20 Суд пришел к правильному выводу о необходимости взыскания за счет казны РФ убытков, образовавшихся у истца в результате предоставления льгот по оплате природного газа сотрудникам учреждений уголовно-исполнительной системы, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства выделения Министерству юстиции РФ денежных средств на финансирование льгот, предусмотренных ФЗ “О статусе военнослужащих“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 августа 2005 года Дело N А13-14330/04-20“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева С.В., Чертилиной З.А., рассмотрев 16.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 07.04.2005 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 27.05.2005 (судьи Левичева С.А., Писарева О.Г., Козлова С.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-14330/04-20,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Вологдаоблгаз“ (далее - ОАО “Вологдаоблгаз“) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Вологодской области в лице департамента финансов Вологодской области о взыскании 67357 руб. 96 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления
льготным категориям граждан 50-процентной скидки по оплате природного газа в 2001 году во исполнение Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“.

Определениями от 09.12.2004 и 28.12.2004 к участию в деле в качестве ответчиков привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Министерство юстиции Российской Федерации.

Решением от 07.04.2005 исковые требования удовлетворены путем взыскания с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации 17441 руб. 03 коп. в возмещение расходов на предоставление льгот сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, с департамента финансов Вологодской области за счет казны Вологодской области - 2400 руб. 88 коп. в возмещение расходов в связи с предоставлением льгот во исполнение Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“. В остальной части иска и в иске к Министерству юстиции Российской Федерации отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.05.2005 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить в части взыскания 17441 руб. 03 коп. с Минфина РФ как вынесенные с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, ответчиком по настоящему делу должно являться Министерство юстиции Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов нет.

Как следует из материалов дела, в 2001 году истец в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих“ и Положением о
службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1, предоставил 50-процентную скидку по оплате отпущенного природного газа военнослужащим - жителям Шекснинского района Вологодской области на сумму 8145 руб. 55 коп. и сотрудникам учреждений ОЕ-256/17 и ОЕ-256/12 на сумму 59212 руб. 41 коп. Факт предоставления льгот и размер понесенных при этом расходов подтверждаются материалами дела.

Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

При рассмотрении настоящего дела судом отмечено, что право военнослужащих и совместно с ними проживающих членов их семей на 50-процентную льготу при оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено действовавшей в 2001 году статьей 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“. При этом расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, по жилищному фонду (кроме государственного жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности) производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Положение “О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1996 N 790.

Пунктом 2 Положения установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг военнослужащим и членам их семей, проживающим в жилых домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных жилых домах, домах жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также в жилых домах, принадлежащих гражданам на праве собственности, предоставляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, для чего при их формировании следует предусматривать средства, необходимые органам
местного самоуправления для возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных льгот.

Установив, что военнослужащие, которым были предоставлены льготы, проживают в частном и муниципальном жилищном фонде, суд первой инстанции с учетом заявления департамента финансов Вологодской области о пропуске срока исковой давности правомерно взыскал расходы истца с октября по декабрь 2001 года в сумме 2400 руб. 88 коп. с казны Вологодской области.

Суд обеих инстанций сделал также обоснованный вывод о необходимости взыскания доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по оплате поставленного природного газа сотрудникам вышеуказанных учреждений уголовно-исполнительной системы, за счет казны Российской Федерации, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства выделения Министерству юстиции Российской Федерации денежных средств на финансирование льгот по оплате коммунальных услуг сотрудникам уголовно-исполнительной системы.

Довод подателя жалобы о том, что Министерству юстиции Российской Федерации в 2001 году были выделены денежные средства на указанные цели в сумме 824469,2 тыс. руб., предусмотренные приложением 1 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2001 год“, не подтверждены надлежащими доказательствами.

Правомерной является и оценка судом первой и апелляционной инстанций доводов подателя жалобы о том, что ответчиком по настоящему делу должно являться Министерство юстиции Российской Федерации.

Ввиду изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 27.05.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-14330/04-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

ЧЕРТИЛИНА З.А.