Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.08.2005 N А05-330/05-9 Поскольку налоговая инспекция предоставила обществу по его заявлению освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС за февраль 2001 года, позже указанного месяца, суд признал правомерной уплату обществом в указанный период НДС в соответствии со ст. 173 НК РФ с учетом уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, на сумму налоговых вычетов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2005 года Дело N А05-330/05-9“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Старченковой В.В., рассмотрев 08.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2005 по делу N А05-330/05-9 (судьи Лепеха А.П., Волков Н.А., Тряпицына Е.В.),

УСТАНОВИЛ:

Негосударственное образовательное учреждение “Школа Ксения“ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по
городу Архангельску; далее - Инспекция) от 04.11.2004 N 23-19/6764ДСП.

Решением суда первой инстанции от 04.03.2005 решение Инспекции признано недействительным в части привлечения учреждения к ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2001 года в виде 1027 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2005 решение суда от 04.03.2005 изменено. Решение Инспекции в части начисления 1027 руб. штрафа, 29574 руб. НДС и соответствующих пеней признано недействительным.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление от 05.05.2005 и оставить в силе решение суда от 04.03.2005.

Стороны о времени и месте слушания дела надлежаще извещены, но представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения учреждением законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, по результатам которой составила акт от 23.09.2004.

Налоговый орган, учитывая, что учреждение в феврале - марте 2001 года было освобождено от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, не признал суммы налога, предъявленные к вычету или возмещению. Указанное нарушение, по мнению налогового органа, привело к занижению НДС, подлежащего уплате в бюджет за февраль - март 2001 года.

На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 04.11.2004 N 23-19/6764ДСП о доначислении учреждению 29574 руб. НДС, начислении соответствующих пеней за его несвоевременную уплату, а также о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде 1027 руб. штрафа.

Налогоплательщик с решением не согласился и
обратился в арбитражный суд.

Как следует из материалов дела, учреждение 19.02.2001 обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ. Письмом от 20.03.2001 налоговый орган отказал в предоставлении освобождения, указав на возможность такого освобождения только с 01.04.2001. Учреждение не согласилось с отказом и обжаловало его в арбитражный суд. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.05.2001 по делу N А05-3928/01-234/13 требования учреждения удовлетворены.

Учреждение 19.07.2001 на основании решения суда от 21.05.2001 вновь обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика с 01.02.2001. Решением Инспекции без даты за N 16-23/25-87 учреждению было предоставлено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, на период с 01.02.2001 по 31.01.2002.

Податель жалобы считает, что после получения освобождения от обязанности уплачивать НДС учреждение должно было возместить налог, полученный от покупателей, в бюджет. Поскольку учреждение не уплатило налог и не представило уточненные декларации, Инспекция считает, что налоговый орган правомерно доначислил ему сумму НДС, начислил соответствующие пени, а также привлек к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 145 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) при соблюдении определенных условий получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 3 названной статьи лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение. Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа
месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

В течение 10 дней, считая со дня представления всех необходимых документов, налоговые органы производят их проверку и выносят решение соответственно: о правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика либо об отсутствии права на освобождение; о продлении срока освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика либо об отказе в таком продлении (пункт 5 статьи 145 НК РФ).

Таким образом, в 2001 году действовал разрешительный порядок предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. До получения от налогового органа решения о предоставлении такого освобождения организации и предприниматели должны были выполнять все обязанности, связанные с исчислением и уплатой налога, предусмотренные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку в феврале - марте 2001 года налогоплательщик не знал, будет ли ему предоставлено налоговым органом освобождение, он выставлял своим покупателям счета-фактуры с учетом НДС.

Таким образом, учреждение правомерно уплачивало НДС в соответствии со статьей 173 НК РФ, уменьшая сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не установила оснований для отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2005 по делу N А05-330/05-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.

Председательствующий

НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

СТАРЧЕНКОВА В.В.