Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2005 N А56-4152/05 Подлежит отмене решение суда об обязании КУГИ заключить с обществом договоры купли-продажи земельных участков, поскольку нормами ЗК РФ возможность приватизации земельных участков обусловлена расположением на них объектов недвижимости, тогда как вывод суда о том, что для использования принадлежащих обществу объектов недвижимости необходимы земельные участки указанной в договорах площади, не основан на материалах дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2005 года Дело N А56-4152/05“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Коняевой Е.В., Сапоткиной Т.И., при участии от ЗАО “Ручьи“ Фоминой А.С. (доверенность от 01.07.2005), от ГУ “Фонд имущества Санкт-Петербурга“ Чуватиной Е.В. (доверенность от 11.05.2005), рассмотрев 04.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2005 по делу N А56-4152/05 (судья Кузнецов М.В.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Ручьи“ (далее - ЗАО “Ручьи“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским
имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и государственному учреждению по совершению сделок с имуществом “Фонд имущества Санкт-Петербурга“ о понуждении ответчиков заключить с истцом договоры купли-продажи:

- земельного участка общей площадью 7040 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 147, литера А, кадастровый номер 78:5606:56;

- земельного участка общей площадью 60219 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 144, литера АК, кадастровый номер 78:5607:48;

- земельного участка общей площадью 71048 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 145, корпус 3, литера А, кадастровый номер 78:5606:57.

Определением от 01.04.2005 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд заменил второго ответчика - государственное учреждение по совершению сделок с имуществом “Фонд имущества Санкт-Петербурга“ на правопреемника - государственное учреждение “Фонд имущества Санкт-Петербурга“ (далее - ГУ “Фонд имущества Санкт-Петербурга“).

Решением от 15.04.2005 суд обязал КУГИ заключить с ЗАО “Ручьи“ договоры купли-продажи:

- земельного участка общей площадью 7040 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 147, литера А, кадастровый номер 78:5606:56;

- земельного участка общей площадью 60219 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 144, литера АК, кадастровый номер 78:5607:48;

- земельного участка общей площадью 71048 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 145, корпус 3, литера А, кадастровый номер 78:5606:57.

В отношении ГУ “Фонд имущества Санкт-Петербурга“ в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе КУГИ просит отменить решение в части удовлетворения иска к КУГИ и в этой части отказать в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО “Ручьи“ просит отказать в ее удовлетворении, считая
обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель ГУ “Фонд имущества Санкт-Петербурга“ поддержал доводы жалобы, а представитель ЗАО “Ручьи“ возражал против ее удовлетворения.

КУГИ надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

Этой же нормой установлено, что возможна приватизация лишь земельного участка, занятого недвижимостью и необходимого для ее использования.

Вывод суда о том, что земельные участки именно указанной в проектах договоров купли-продажи площади необходимы для использования расположенных на них объектов недвижимости, не основан на материалах дела.

Ввиду изложенного суду надлежало в настоящем деле исследовать вопросы о принадлежности ЗАО “Ручьи“ объектов, находящихся на спорном земельном участке, а также о том, какая часть спорного земельного участка занята этими объектами и необходима для их использования. Однако данные вопросы суд не исследовал надлежащим образом. При таких обстоятельствах вывод суда о наличии у ответчика права на приватизацию спорных земельных участков сделан по неполно исследованным материалам дела, в связи с чем решение от 15.04.2005 подлежит отмене как необоснованное.

Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков стоимость таких земельных участков определяется исходя из кратного размера ставки земельного налога
за единицу площади земельного участка.

Согласно статье 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ земельный налог относится к местным налогам, устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге ставки земельного налога устанавливаются правовым актом субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга, что соответствует и пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных названным Кодексом.

Законом Российской Федерации “О плате за землю“ установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю“ предусматривалось ежегодное индексирование принятых Законом Российской Федерации “О плате за землю“ ставок земельного налога.

Таким образом, при определении стоимости земельных участков в случае их продажи под ставкой земельного налога следует понимать ставку, установленную органом власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, увеличенную на поправочный коэффициент.

Вывод о применении нормы абзаца 8 статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю“ для целей определения цены выкупа спорных земельных участков является ошибочным. В соответствии с указанной нормой налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья
аналогичного качества. В соответствии с распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 20.08.2004 спорные земельные участки расположены в территориальной зоне, не связанной с сельскохозяйственным использованием.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует с учетом вышеизложенного дать надлежащую правовую оценку доводам КУГИ, установить, имеется ли у истца право на выкуп спорных земельных участков, и в случае, если выкуп возможен, определить выкупную цену участков в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2005 по делу N А56-4152/05 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

ВЛАСОВА М.Г.

Судьи

КОНЯЕВА Е.В.

САПОТКИНА Т.И.