Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.08.2005 по делу N А21-9734/04-С1 Суд признал недействительным требование налоговой инспекции об уплате обществом налога на прибыль за 1-й квартал 2004 года, придя к обоснованному выводу о том, что нормативные акты субъекта РФ, на основании которых обществу как организации, осуществляющей инвестиции в форме капитальных вложений, была предоставлена льгота по налогу, действовали в спорный период.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2005 года Дело N А21-9734/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Троицкой Н.В., Зубаревой Н.А., рассмотрев 03.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.03.2005 по делу N А21-9734/04-С1 (судья Гелеверя Т.А.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “АЛМАЗХОЛДИНГ“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9
по городу Калининграду; далее - налоговая инспекция) от 07.10.2004 N 30302 об уплате налога на прибыль.

Решением суда от 25.03.2005 заявление удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Определением ФАС Северо-Западного округа от 05.11.2005 исправлена опечатка. В данном случае вместо “...ссылаясь на пункт 9 статьи 6...“ следует читать “...ссылаясь на абзац 10 статьи 2...“.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2004 года. О результатах проверки Обществу направлено уведомление от 13.05.2004 N 46/35 о выявленном нарушении налогового законодательства, а именно неправомерном пользовании льготой по налогу на прибыль как организацией, осуществляющей инвестиции в форме капитальных вложений, установленной Постановлением Калининградской областной думы от 01.07.99 N 27 “О предоставлении налоговых льгот группе предприятий алмазно-янтарной промышленности Калининградской области: ЗАО “АЛМАЗХОЛДИНГ“, ЗАО “АЛМАЗПРОМ“, ЗАО “УЗЕНАЛ“, ГУП “Калининградский янтарный комбинат“, Балтийскому филиалу Алмазной Палаты России“ (далее - Постановление от 01.07.99 N 27). Действие льготы приостановлено Законом Калининградской области от 27.12.2003 N 347 “Об областном бюджете“ (далее - Закон Калининградской области от 27.12.2003 N 347). Кроме того, налоговая инспекция посчитала применение льготы неправомерным, ссылаясь на пункт 9 статьи 6 Закона Российской Федерации от 06.08.01 N 110-ФЗ (далее - Закон N 110-ФЗ) в редакции Закона Российской Федерации от 08.12.03 N 163-ФЗ “О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ (далее - Закон N 163-ФЗ), в соответствии с которым дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2004 года.

Пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ предусматривалось, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных настоящей статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.

На основании результатов проверки Обществу направлено требование от 07.10.2004 N 30302 об уплате 453592 руб. налога на прибыль за 1 квартал 2004 года.

Суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что, признавая недействительным требование налогового органа, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Постановлением от 01.07.99 N 27 Общество, как организация, осуществляющая реализацию Областной программы “Развитие алмазно-янтарной отрасли в Калининградской области“, освобождено от уплаты всех налогов в областной бюджет, право льготирования по которым принадлежит субъектам Российской Федерации, сроком на 5 лет.

Между Комитетом по финансам и бюджету администрации Калининградской области и Обществом заключено Соглашение от 20.08.99 об освобождении последнего до 2004 года (на 5 лет) от уплаты налогов, в том числе и налога на прибыль, зачисляемого в областной бюджет.

Законом Калининградской области от 09.04.2004
N 384 “О признании утратившими силу Постановлений областной Думы от 01.07.99 N 27 и от 23.09.99 N 43“ (далее - Закон от 09.04.2004 N 384) постановление областной Думы от 01.07.99 N 27 признано утратившим силу в связи с окончанием расчетного периода окупаемости инвестиционного проекта.

В соответствии со статьей 2 Закона N 110-ФЗ предусмотренные пунктом 9 статьи 6 Закона “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены. Если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предоставления.

Согласно статье 3 Закона N 163-ФЗ в абзац десятый статьи 2 Закона N 110-ФЗ внесено изменение, и он изложен в новой редакции. Предусмотренные пунктом 9 статьи 6 дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2004 года.

Суд кассационной инстанции отклоняет довод налогового органа о том, что Закон N 163-ФЗ вступает в силу с 01.01.2004, поскольку этот довод не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Закона
N 163-ФЗ данный Закон вступает в силу с 1 января 2004 года, за исключением статей 4, 6 и 7.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что статья 57 Конституции Российской Федерации требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Закон N 163-ФЗ официально опубликован 16.12.2003.

Следовательно, положения названного Закона подлежат применению, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования, то есть не ранее 16.01.2004, а учитывая, что в соответствии со статьей 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год,
в рассматриваемом случае очередным налоговым периодом по налогу на прибыль, наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования Закона N 163-ФЗ, является период не ранее 01.01.2005, что следует признать разумным сроком для установления обязанности уплачивать налог в связи с отменой действовавшей ранее льготы.

Следовательно, оснований для применения нормы статьи 3 Закона N 163-ФЗ, касающейся ограничения срока применения спорной льготы, с 01.01.04 нет.

Кроме того, Закон от 09.04.2004 N 384 не указывает, с какого момента утрачивает силу Постановление от 01.07.99 N 27, и не называет дату окончания расчетного периода окупаемости инвестиционного проекта. Статьей 2 Закона от 09.04.2004 N 384 установлено, что закон вступает в силу с момента его официального опубликования. Закон опубликован 27.04.2004 в “Российской газете“ N 88, то есть Постановление областной Думы от 01.04.99 N 27 утратило силу с 27.04.2004, следовательно, нормативные акты о предоставлении Обществу льгот действовали в первом квартале 2004 года.

Определением ФАС Северо-Западного округа от 05.11.2005 исправлена опечатка. В данном случае вместо “...от 17.07.2002...“ следует читать “...от 15.07.2002...“.

Суд первой инстанции также обоснованно сослался на статью 18 Закона Калининградской области от 17.07.2002 N 171 “О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных на территории Калининградской области“, согласно которой в случае принятия законодательных актов Калининградской области, ухудшающих положение инвесторов, получивших налоговые льготы в соответствии с настоящим Законом, нормы этих актов применяются в отношении данных инвесторов только по истечении срока действия заключенных инвестиционных соглашений.

Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1
статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.03.05 по делу N А21-9734/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по городу Калининграду - без удовлетворения.

Председательствующий

АБАКУМОВА И.Д.

Судьи

ЗУБАРЕВА Н.А.

ТРОИЦКАЯ Н.В.