Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2005 N А56-43750/04 Суд признал незаконным отказ ИМНС в проставлении необходимой для применения вычетов сумм акцизов, начисленных при приобретении нефтепродуктов, отметки на первом экземпляре реестров счетов-фактур, поскольку ООО представило свидетельство о регистрации его в качестве лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и доказательства соответствия сведений, указанных в налоговой декларации по акцизам, сведениям, содержащимся в реестре счетов-фактур.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2005 года Дело N А56-43750/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью “СПб Продукт-Сервис“ Копылова Н.Г. (доверенность от 28.03.2005), Кузьмина Е.Г. (доверенность от 28.03.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области Зеленковой Э.В. (доверенность от 11.01.2005 N 09-02/05), Муриновой О.М. (доверенность от 11.01.2005 N 09-02/02), рассмотрев 14.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “СПб Продукт-Сервис“ на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2005 (судьи Петренко Т.И., Борисова Г.В., Протас
Н.И.) по делу N А56-43750/04,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “СПб Продукт-Сервис“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области (далее - Инспекция) в проставлении предусмотренной пунктом 8 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отметки на первом экземпляре реестров счетов-фактур N 39 и N 40, являющихся приложением к декларации по акцизам за август 2004 года, и невыдаче указанных реестров с данной отметкой, а также об обязании налогового органа проставить отметку на реестре счетов-фактур (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 09.11.2004 заявление Общества удовлетворено полностью.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2005 решение суда от 09.11.2004 отменено и в удовлетворении заявленных требований отказано.

В порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции произвел замену Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области в связи с реорганизацией налоговых органов.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом статей 200 и 201 НК РФ, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, аннулирование свидетельства на оптовую реализацию нефтепродуктов не означает признания его недействительным с момента выдачи, а следовательно, при соответствии сведений, указанных в налоговой декларации, сведениям, содержащимся в реестре счетов-фактур, налоговый орган обязан проставить отметки на реестре счетов-фактур. Общество также
указывает, что проставление указанной отметки является элементом налогового контроля правомерности вычетов, осуществляемого налоговым органом по месту учета поставщика нефтепродуктов, а не их покупателя - заявителя по настоящему делу.

В отзыве на жалобу Инспекция просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, а представители налогового органа их отклонили.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Общество 07.10.2004 обратилось в Инспекцию с заявлением о проставлении отметки на реестрах счетов-фактур N 39 и N 40, являющихся приложением к декларации по акцизам за август 2004 года.

Налоговый орган в письме от 12.10.2004 N 07-06/20339@ отказал налогоплательщику в проставлении отметок на указанном реестре. При этом Инспекция указала на то, что по месту фактического осуществления деятельности - город Волхов, Волховский пр., д. 105, указанному в свидетельстве о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, не обнаружено “емкостей, необходимых для осуществления оптовой реализации нефтепродуктов“, и обособленное подразделение по указанному адресу не состоит на налоговом учете. В нарушение пунктов 2 и 4 Порядка проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.01.2003 N БГ-3-03/38 (далее - Порядок проставления отметок), первая страница реестра счетов-фактур N 40, представленная в одном экземпляре, не заверена подписью руководителя и печатью. Инспекция также сослалась на истечение срока действия представленного заявителем договора между поставщиком нефтепродуктов и его агентом.

Общество повторно 13.10.2004 направило в Инспекцию документы, необходимые для проставления отметок на реестрах счетов-фактур.

Налоговый орган, письмом от 18.10.2004 N 07-02/20644@
отказав заявителю в проставлении отметок на реестрах счетов-фактур, указал, что за названной отметкой Общество должно обращаться по месту постановки на налоговый учет головной организации налогоплательщика-покупателя.

Считая отказ Инспекции в проставлении отметок на реестрах счетов-фактур незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Обществом выполнены все требования налогового законодательства, необходимые для проставления соответствующей отметки на реестрах счетов-фактур, и у налогового органа не имелось законных оснований для отказа в проставлении такой отметки.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований заявителя, сделал вывод о том, что контроль за правильностью предъявления налоговых вычетов путем проставления отметок на реестрах счетов-фактур должен осуществлять налоговый орган по месту учета налогоплательщика (головной организации), а не по месту нахождения обособленного подразделения.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании участвующих в деле лиц, считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 8 статьи 201 НК РФ налоговые вычеты, указанные в пункте 8 статьи 200 Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов: 1) копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство; 2) реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяются Министерством финансов Российской Федерации.

Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур. Указанная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней с даты
представления налоговой декларации в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Порядок проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами, утвержден приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.01.2003 N БГ-3-03/38, в соответствии с которым отметка налогового органа проставляется на реестрах счетов-фактур, выставленных продавцом нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и представленных покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Из приведенных норм следует, что налоговый орган проставляет отметку на реестре счетов-фактур при соблюдении налогоплательщиком - покупателем нефтепродуктов двух условий: наличии свидетельства и соответствии сведений, указанных в налоговой декларации, сведениям, содержащимся в реестрах счетов-фактур.

В данном случае налоговый орган в судебном заседании подтвердил и не оспаривает, что сведения, указанные в декларации по акцизам за август 2004 года, не противоречат данным, отраженным в реестрах счетов-фактур.

Судебные инстанции установили, что Общество в августе 2004 года через созданное в городе Волхове Ленинградской области обособленное подразделение приобрело у открытого акционерного общества “Московская нефтяная компания “МНК“ и общества с ограниченной ответственностью “Трейдинговая компания “Удмуртнефтепродукт“ нефтепродукты (дизельное топливо и автомобильный бензин).

Согласно пункту 2 Порядка проставления отметок обязанности по проставлению отметок на реестрах счетов-фактур возложены на налоговые органы, в которых налогоплательщики - покупатели (получатели) нефтепродуктов, имеющие свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, состоят на налоговом учете.

В спорный период Обществу выдано свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов серии 78 N 005157070 сроком действия с 03.08.2004 по 02.08.2005. В этом свидетельстве указано место фактического осуществления вида деятельности - Волховский район, город Волхов, Волховский
пр., д. 105. С 01.10.2004 налогоплательщику выдано свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов серии 78 N 005157074 со сроком до 30.09.2005, согласно которому местом фактического осуществления вида деятельности является город Волхов, ул. Металлургов, д. 6.

Суд кассационной инстанции считает необоснованной ссылку налогового органа на то, что свидетельство серии 78 N 005157070 аннулировано 27.08.2004 решением Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, поскольку такое аннулирование не означает признание свидетельства недействительным с момента его выдачи. В соответствии с пунктом 22 Положения о порядке выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 06.02.2003 N БГ-3-03/52, свидетельство считается аннулированным с даты принятия решения налоговым органом.

Следовательно, на момент приобретения Обществом нефтепродуктов и обращения в налоговый орган за проставлением соответствующих отметок на реестрах счетов-фактур у него имелось соответствующее свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что контроль за правильностью предъявления налоговых вычетов путем проставления отметок на реестрах счетов-фактур осуществляет налоговый орган по месту учета налогоплательщика - покупателя нефтепродуктов, является ошибочным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 204 НК РФ при совершении операций с нефтепродуктами, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 1 статьи 182 Кодекса, уплата суммы налога производится налогоплательщиком по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.

В силу
пункта 5 статьи 204 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено указанным пунктом.

В соответствии с пунктом 8 статьи 200 НК РФ суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство, подлежат вычету при условии представления документов в соответствии с пунктом 8 статьи 201 Кодекса.

Таким образом, отметки на реестрах счетов-фактур проставляются налоговым органом по месту учета налогоплательщика - покупателя нефтепродуктов, а налоговые вычеты вправе заявлять налогоплательщики - продавцы (поставщики) нефтепродуктов при реализации этого товара другим налогоплательщикам - покупателям. Поэтому правомерность налоговых вычетов контролирует налоговый орган по месту учета налогоплательщика - поставщика нефтепродуктов.

Из представленной налогоплательщиком декларации по акцизу за август 2004 года видно, что все операции с нефтепродуктами осуществлялись в проверенный период только обособленным подразделением Общества. Поэтому при представлении заявителем указанной декларации и реестров счетов-фактур все сведения, необходимые для проставления отметок, у Инспекции имелись.

Кроме того, ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Порядок проставления отметок не устанавливают, что налогоплательщики при наличии у них обособленных подразделений должны обращаться за проставлением отметки на реестрах счетов-фактур в налоговый орган по месту нахождения головной организации, а не ее подразделения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и
сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Как видно из материалов дела, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга в письме от 22.10.2004 N 06/20723 сообщила, что представленные Обществом реестры счетов-фактур направлены в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области, поскольку заявитель в соответствии с полученным свидетельством о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов серии 78 N 005157070, с 03.08.2004 не является плательщиком акцизов на нефтепродукты в Выборгском районе Санкт-Петербурга (том дела 1, лист 90). Указанный вывод поддержан и Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, о чем свидетельствует письмо от 04.08.2004 N 03-06/16804.

Суд кассационной инстанции отклоняет довод Общества о том, что апелляционная инстанция решила вопрос об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле (Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга), поскольку в данном случае суд не принимал постановление о правах налогового органа, не привлеченного к участию в деле, и не обязывал его совершать какие-то действия, в том числе проставлять отметки на реестре счетов-фактур.

При таких обстоятельствах следует признать, что Инспекция неправомерно отказала в проставлении отметок на реестрах счетов-фактур, представленных Обществом вместе с декларацией по акцизам за август 2004 года, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции от 21.03.2005 подлежит отмене, а решение суда от 09.11.2004 - оставлению в силе.

В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением заявленных требований уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина подлежит возврату.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом
5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2005 по делу N А56-43750/04 отменить.

Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2004 по тому же делу.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью “СПб Продукт-Сервис“ из федерального бюджета 1000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

ПАСТУХОВА М.В.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

КИРЕЙКОВА Г.Г.