Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2005 N А66-13729/2004 Операции лесхоза по реализации древесины, полученной от рубок по уходу за лесом и рубок промежуточного пользования, не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ данные операции могут выполняться и лесопользователями, а следовательно, указанные операции подлежат обложению налогом на пользователей автомобильных дорог на общих основаниях.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2005 года Дело N А66-13729/2004“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Корпусовой О.А., при участии от Калязинского лесхоза Трусова Е.И. (доверенность от 15.06.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области Наседкиной Н.А. (доверенность от 11.04.2005), Конышевой Л.В. (доверенность от 14.04.2005), рассмотрев 16.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.02.2005 по делу N А66-13729/2004 (судья Владимирова Г.А.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области (далее -
налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Калязинского лесхоза (далее - лесхоз) 30051 руб. налога с продаж и 14592,39 руб. пеней, а также 9304 руб. налога на пользователей автомобильных дорог и 4288,87 руб. пеней.

Решением суда от 15.02.2005 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы главы 27 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Закона Тверской области от 21.01.99 N 44-ОЗ-2 “О порядке исчисления и уплаты налога с продаж“ (далее - Закон Тверской области о налоге с продаж), Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (далее - Закон о дорожных фондах).

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель лесхоза возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, лесхоз 28.05.2004 и 31.05.2004 представил в налоговую инспекцию налоговые декларации по налогу с продаж за октябрь - декабрь 2001 года и июль, сентябрь - ноябрь 2002 года, а также по налогу на пользователей автомобильных дорог за октябрь, ноябрь 2001 года и апрель, ноябрь, декабрь 2002 года. В связи с тем, что налоги, указанные в этих декларациях, уплачены не были, налоговая инспекция выставила лесхозу требование от 15.06.2004 N 1249 об уплате в том числе 30051 руб. налога с продаж и 14592,39 руб. пеней, а также 9304 руб. налога на пользователей автомобильных дорог и 4288,87 руб. пеней.

Так как требование в установленный срок
исполнено не было, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки и пеней.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, указал, что лесхоз является территориальным органом федеральных органов исполнительной власти, осуществляет ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Поэтому полученные им средства от реализации древесины от рубок по уходу за лесом не могут быть выручкой от реализации продукции (работ, услуг), а являются источником финансирования деятельности государственного органа власти и не должны участвовать в формировании налогооблагаемой базы по спорным налогам.

Кассационная инстанция считает выводы суда ошибочными.

В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Лесхоз в соответствии с Положением о лесхозе является юридическим лицом - государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках, осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок, принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.

В данном случае, как установлено судом, лесхоз осуществлял реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате
осуществления рубок промежуточного пользования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39 НК РФ признается передача на возмездной основе права собственности на товар, следовательно, лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).

Операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями.

Следовательно, операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях.

Несостоятелен довод суда о том, что средства, полученные лесхозом от реализации древесины, наряду с бюджетными источниками финансирования направляются на ведение лесного хозяйства, поскольку в соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, учитываются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах.

В соответствии со статьей 5 Закона о дорожных фондах объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является выручка от реализации продукции.

При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у лесхоза объекта налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог, в связи с чем он не является плательщиком налога, основаны на неправильном применении норм материального права и решение суда в этой части подлежит отмене.

Согласно статье 1 Закона Тверской области о налоге с продаж (в редакции, действовавшей в 2001 году) плательщиками налога с продаж являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации,
их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения.

Статьей 2 названного Закона определено, что объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

В соответствии со статьями 2, 4 Федерального закона от 27.11.2001 N 148-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ с 1 января 2002 года вступила в силу глава 27 “Налог с продаж“ раздела IX “Региональные налоги и сборы“ Налогового кодекса Российской Федерации, а также из статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ исключен пункт 3, который определял плательщиков, объект налогообложения, порядок установления и введения налога с продаж на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 349 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Ввиду отсутствия объекта налогообложения, установленного статьей 349 НК РФ, не облагаются налогом с продаж и операции по реализации товаров (работ, услуг), оплата которых производится покупателями - юридическими лицами за
наличный расчет.

В данном случае лесхоз осуществлял реализацию древесины юридическим лицам (в материалах дела имеются копии договоров с ООО “ДСПиндкстрия“ и ООО “Мадок“). Документов, подтверждающих оплату товара наличными денежными средствами либо физическими лицами, налоговая инспекция не представила.

При указанных обстоятельствах факт наличия у лесхоза объекта налогообложения по налогу с продаж не доказан, в связи с чем решение суда в этой части отмене не подлежит.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 15.02.2005 по делу N А66-13729/2004 отменить в части отказа во взыскании с Калязинского лесхоза 9304 руб. налога на пользователей автомобильных дорог и 4288,87 руб. пеней.

Взыскать с Калязинского лесхоза 9304 руб. налога на пользователей автомобильных дорог и 4288,87 руб. пеней, а также 815,56 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанций.

В остальной части решение суда оставить без изменений.

Председательствующий

АБАКУМОВА И.Д.

Судьи

ДМИТРИЕВ В.В.

КОРПУСОВА О.А.