Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2005 N А21-18/05-С1 Суд признал неправомерным доначисление налоговой инспекцией обществу налога на имущество, поскольку материалами дела установлено, что общество получило право на льготу по названному налогу до ее отмены и данная льгота применялась в рамках длящихся правоотношений, к которым не может применяться новый закон, ухудшающий положение общества как налогоплательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2005 года Дело N А21-18/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Зубаревой Н.А. и Корпусовой О.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Газфлот“ Дворянчиковой А.А. (доверенность от 30.12.04 N ГФ-09-161д), рассмотрев 24.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2005 по делу N А21-18/05-С1 (судья Шкутко О.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Газфлот“ (далее - ООО “Газфлот“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду; далее - инспекция): решения от 09.12.2004 N 3892/2928к и от 24.12.2004 N 3892/2954к о доначислении Обществу 1384172 руб. налога на имущество организаций за первый квартал 2004 года и 1376456 руб. налога на имущество за второй квартал 2004 года, начислении 129696 руб. 92 коп. и 85230 руб. 16 коп. пеней за неполную уплату этого налога; уведомлений от 05.10.2004 N 1161 и 1162.

Решением суда от 10.02.2005 оспариваемые решения налогового органа признаны недействительными. Производство по делу в части оспаривания уведомлений от 05.10.2004 N 1161 и N 1162 прекращено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 10.02.2005 в части удовлетворения требований Общества, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, регулирующих порядок и условия предоставления льгот по налогу на имущество организаций.

Налоговый орган, извещенный о месте и времени слушания дела надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО “Газфлот“ представило в инспекцию декларации по налогу на имущество организаций за первый и второй кварталы 2004 года.

Налоговый орган провел камеральные проверки представленных деклараций, по итогам которой принял решения от 09.12.2004 N 3892/2928к и от 24.12.2004 N 3892/2954к о доначислении Обществу соответственно 1384172 руб. налога на имущество организаций за первый квартал 2004 года и 1376456 руб. налога на имущество за второй квартал 2004 года, начислении 129696 руб. 92
коп. и 85230 руб. 16 коп. пеней за неполную уплату этого налога. Основанием для принятия таких решений послужил вывод инспекции о необоснованном использовании ООО “Газфлот“ льготы по налогу на имущество в части, зачисляемой в местный бюджет. Налоговый орган указывает на то, что в 2004 году законодательство, на основании которого предоставлялась эта льгота, не действовало, в связи с чем у Общества не было оснований для использования льготы.

ООО “Газфлот“ не согласилось с решениями налогового органа и оспорило их в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что: спорная льгота предоставлена ему как инвестору, осуществляющему капитальные вложения на территории Калининграда, на основании инвестиционного договора от 10.07.2000 N 65 и действовавшего в 2000 году законодательства о налоге на имущество; срок действия льготы, установленный договором, составляет 60 месяцев; изменения налогового законодательства в части исключения из полномочий органов местного самоуправления права предоставления спорной льготы на него не распространяются, поскольку льгота была предоставлена до того, как соответствующие изменения вступили в силу. Кроме того, изменения законодательства ухудшают положение ООО “Газфлот“ как налогоплательщика.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами заявителя и признал недействительными оспариваемые им ненормативные акты налогового органа.

Кассационная инстанция считает судебный акт правильным и не подлежащим отмене.

Действительно, положениями главы 30 “Налог на имущество организаций“ Налогового кодекса Российской Федерации, действующей с 01.01.2004, не предусматриваются льготы для лиц, осуществляющих капитальные вложения, а также права органов местного самоуправления устанавливать такие льготы.

Вместе с тем следует учитывать, что до 2004 года налог на имущество исчислялся по правилам, установленным Законом Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“. Согласно последнему абзацу
статьи 5 этого Закона законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могли устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. В связи с этим Постановлением Калининградской областной Думы от 25.06.98 N 49 “Об утверждении Правил применения льгот для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты в Калининградской области“ и решением городского совета депутатов Калининграда от 14.04.99 N 141 “Об утверждении “Положения о регулировании инвестиционной деятельности на территории города Калининграда“ предусмотрено предоставление льготы по налогу на имущество в части, зачисляемой в областной бюджет, при осуществлении налогоплательщиком инвестиционных вложений на срок окупаемости инвестиционного проекта.

Кроме того, из материалов дела следует, что 10.07.2000 ООО “Газфлот“ и мэрия Калининграда заключили инвестиционный договор N 65, в силу которого Общество обязалось осуществлять капитальные вложения на территории Калининграда, в связи с чем ему предоставлялась льгота по налогу на имущество в виде освобождения от уплаты этого налога в части, зачисляемой в местный бюджет, сроком на 60 месяцев.

Таким образом, ООО “Газфлот“ получило право на льготу в 2000 году. Использование льготы, предоставленной Обществу ранее действующим законодательством на шестидесятимесячный срок, относится к длящимся налоговым правоотношениям, к которым не может применяться новый закон, ухудшающий положение налогоплательщика.

На момент проведения проверки срок, на который предоставлена льгота, не истек.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской федерации предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.

Следовательно, ООО “Газфлот“ вправе использовать предоставленную ему льготу по налогу на имущество в течение всего срока, на который эта льгота предоставлена, и
у налогового органа отсутствовали основания для доначисления Обществу налога на имущество и начисления пеней за его неполную уплату.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2005 по делу N А21-18/05-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.

Председательствующий

ШЕВЧЕНКО А.В.

Судьи

ЗУБАРЕВА Н.А.

КОРПУСОВА О.А.