Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2005 N А56-34662/04 Поскольку размер штрафных санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, зависит от суммы причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ, а материалами дела подтверждается, что страхователь не представил в фонд указанные сведения за рассматриваемый отчетный период, фонд правомерно исчислил сумму штрафа исходя из данных, отраженных страхователем в расчете авансовых платежей за 9 месяцев отчетного года.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2005 года Дело N А56-34662/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., при участии от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Колпинскому району Санкт-Петербурга Юшковой Е.Н. (доверенность от 10.01.2005), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Колпинскому району Санкт-Петербурга на решение от 27.09.2004 (судья Никитушева М.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 31.01.2005 (судьи Семиглазов В.А., Исаева И.А., Бойко А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-34662/04,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного
фонда Российской Федерации по Колпинскому району Санкт-Петербурга (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества “Петролл“ (далее - ЗАО “Петролл“, Общество) в доход бюджета Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 1375 руб. 60 коп. штрафных санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением суда первой инстанции от 27.09.2004 во взыскании с Общества штрафа отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2005 решение суда от 27.09.2004 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить решение и постановление судов и требование о взыскании штрафа удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.

Закрытое акционерное общество “Петролл“ о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов, Управление фонда провело проверку своевременности представления ЗАО “Петролл“ предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ, далее - Закон N 27-ФЗ) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2003 год.

В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ Общество в срок до 01.03.2004 не представило о каждом работающем у него застрахованном лице сведения за 2003 год о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов. Результаты
проверки отражены в акте от 27.05.2004 N 91.

Решением Управления фонда от 04.08.2004 N 46 ЗАО “Петролл“ привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде взыскания 1375 руб. 60 коп штрафа. Сумма штрафа исчислена страховщиком на основании данных расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2003 года (л.д. 10 - 14). Исчисляя таким образом сумму штрафа, Управление фонда исходило из того, что иных сведений по итогам 2003 года страхователем не представлено: в Управление фонда от Общества не поступили как предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, так и декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Поэтому данные о суммах выплат, осуществленных за 9 месяцев 2003 года, признаны суммой платежей, причитающихся в Пенсионный фонд Российской Федерации за отчетный 2003 год.

На основании решения от 04.08.2004 Управлением фонда направлено в адрес Общества требование от 04.08.2004 N 46 об уплате штрафа в пятидневный срок с момента получения требования. Поскольку требование в установленный срок не исполнено, Управление фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали во взыскании с ЗАО “Петролл“ штрафа, признав неправомерным исчисление суммы штрафа за непредставление за 2003 год сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, от суммы авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, указанной в расчете Общества за 9 месяцев 2003 года.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения
судами норм материального и процессуального права, считает такое решение судов ошибочным, а потому подлежащим отмене.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации о каждом работающем у них застрахованном лице сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Как следует из пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в представляемых страхователем сведениях о каждом работающем у него застрахованном лице должны быть указаны:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2)
фамилия, имя и отчество работника;

3) дата приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дата заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дата увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дата прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6) сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;

7) сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;

9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет, дополнительно к вышеперечисленным, сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах установлен в соответствии со статьей 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“ утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция). Согласно пункту 27 этой Инструкции, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422, каждый
страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, обязан представить в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица. Вместе с индивидуальными сведениями представляется ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющаяся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода. Форма указанной ведомости утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.

За непредставление указанных в законе сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

ЗАО “Петролл“ нарушило требования вышеприведенных норм, не представив к 01.03.2004 сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в целом за 2003 год, за что правомерно привлечено Управлением фонда к ответственности на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания 1375 руб. 60 коп. штрафа.

Кассационная инстанция считает ошибочным вывод судов первой и апелляционной инстанций о неправомерном исчислении Управлением фонда штрафа исходя из суммы авансовых платежей, отраженных Обществом в расчете за 9 месяцев 2003 года.

В статье 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено взыскание штрафных санкций в размере 10 процентов от суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. То есть размер ответственности за нарушение срока представления сведений, необходимых для
осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, определен не в твердой сумме, а в процентном отношении от суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что страхователь не представил в Управление фонда сведения за 2003 год. При таких обстоятельствах Управление фонда обоснованно расценило данные о сумме платежей, отраженной ЗАО “Петролл“ в расчете за 9 месяцев 2003 года, суммой платежей, причитающихся в Пенсионный фонд Российской Федерации в целом за отчетный 2003 год.

Исчисление суммы штрафа в порядке, примененном Управлением фонда, не нарушает прав страхователя, поскольку сумма платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, указанных в авансовом расчете по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2003 года, не может быть выше суммы платежей за отчетный год.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что требование государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Колпинскому району Санкт-Петербурга о взыскании с ЗАО “Петролл“ 1375 руб. 60 коп. штрафа подлежит удовлетворению, а обжалуемые судебные акты - отмене.

Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела, с ЗАО “Петролл“ подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1150 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой (100 руб.), апелляционной (50 руб.) и кассационной (1000 руб.) инстанций.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 31.01.2005 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-34662/04 отменить.

Взыскать с закрытого акционерного общества “Петролл“ в доход бюджета Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
1375 руб. 60 коп. штрафа, и с него же в доход федерального бюджета 1150 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

МАЛЫШЕВА Н.Н.

БЛИНОВА Л.В.