Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2005 N А56-23517/04 Поскольку решение ФСС РФ о привлечении страхователя к ответственности за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам социального страхования вынесено без извещения последнего о времени и месте рассмотрения материалов проверки о выявленном правонарушении, суд пришел к обоснованному выводу о грубом нарушении фондом установленного порядка привлечения страхователя к ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2005 года Дело N А56-23517/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Малышевой Н.Н., при участии от Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Харченко Г.Г. (доверенность от 28.01.05 N 05-15/01-701), рассмотрев 11.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 21.09.04 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 03.02.05 (судьи Исаева И.А., Бойко А.Е., Семиглазов В.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-23517/04,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Ленинградское региональное
отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества “Спортивный клуб по зимним видам спорта “Кавголово“ (далее - общество) 1000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 20 Федерального закона от 08.02.03 N 25-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год“ (далее - Закон N 25-ФЗ), за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за четвертый квартал 2003 года.

Решением суда от 21.09.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.02.05 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе отделение фонда просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы считает, что страхователь обязан представлять страховщику отчетность по установленной форме независимо от найма работников, уплаты страховых взносов и осуществления страховых выплат. Также отделение фонда считает, что к отношениям по обязательному социальному страхованию не могут применяться положения Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель отделения фонда поддержал доводы кассационной жалобы.

Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, отделением фонда проведена камеральная проверка своевременности представления обществом расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования за четвертый квартал 2003 года. В ходе проверки установлено, что общество, зарегистрированное в качестве страхователя с 12.07.01, представило расчетную ведомость (форма 4-ФСС РФ) за четвертый квартал
2003 года 21.01.04, в то время как установленный срок ее представления - не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. На основании результатов проверки отделением фонда принято решение от 21.01.04 N 7, которым общество привлечено к ответственности в виде взыскания 1000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 20 Закона N 25-ФЗ и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (далее - Закон N 125-ФЗ). Поскольку в установленный срок требование об уплате штрафа обществом не исполнено, отделение фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании этого штрафа.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали отделению фонда в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В силу статьи 20 Закона N 25-ФЗ страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в исполнительные органы Фонда по месту своей регистрации отчетность по форме, установленной Фондом. Нарушение установленного срока представления или непредставление страхователями установленной отчетности влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

В соответствии со статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом. При этом должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 названного Кодекса.

Согласно статье 8 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“ взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами фонда в порядке, установленном частью первой
Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.

Таким образом, взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.

Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только в порядке, установленном главами 14 и 15 Кодекса, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.

Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности, который отделение фонда обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 Кодекса форме. Согласно подпунктам 7 и 9 пункта 1 статьи 21 и подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган (в данном случае - отделение фонда) обязан направить налогоплательщику (обществу) копию акта проверки, а последний вправе представить пояснения либо возражения по акту проведенной проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган (отделение фонда) извещает налогоплательщика (общество) заблаговременно, независимо от представления или непредставления налогоплательщиком (обществом) возражений по акту проверки. Только если, несмотря на извещение, налогоплательщик не явился, материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что решение отделения фонда о привлечении общества к ответственности за несвоевременное
представление расчетной ведомости по средствам социального страхования вынесено без извещения общества о месте и времени рассмотрения материалов проверки о выявленном правонарушении, что, по мнению суда, является грубым нарушением установленного порядка привлечения плательщика к ответственности.

Таким образом, отделением фонда нарушен установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок производства по делу о налоговом правонарушении, что в данном случае в силу пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации влечет незаконность решения страхователя о привлечении общества к ответственности, а следовательно, и отсутствие оснований для взыскания с общества штрафа.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.09.04 и постановление апелляционной инстанции от 03.02.05 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-23517/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

МАЛЫШЕВА Н.Н.