Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2005 N А42-7427/04-8 Решение суда по делу о признании недействительным решения Фонда социального страхования РФ о привлечении ОАО к ответственности за неуплату страховых взносов с выплат физическим лицам по договорам подряда подлежит отмене, поскольку судом не произведена оценка содержания спорных договоров на предмет соответствия положениям трудового либо гражданского законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2005 года Дело N А42-7427/04-8“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И., при участии от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ Бедретдиновой А.В. (доверенность от 29.12.04 N 11/5-58), рассмотрев 28.02.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.10.04 по делу N А42-7427/04-8 (судья Беляева Л.Е.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения от 31.03.04 N 10 и требования
от 12.04.04 N 10 государственного учреждения Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд).

Решением суда от 25.10.04 заявленные обществом требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе фонд просит отменить решение от 25.10.04 в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, заключенные страхователем с физическими лицами договоры по существу являются трудовыми, а следовательно, выплаты по этим договорам облагаются страховыми взносами.

Кроме того, фонд считает, что им соблюдена процедура привлечения заявителя к ответственности за неполную уплату страховых взносов.

В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Дело рассмотрено без участия представителей фонда, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что фондом проведена документальная выездная проверка полноты и своевременности уплаты структурным подразделением филиала общества страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и осуществления страховых выплат за период с 01.01.02 по 31.12.03. В ходе проверки выявлена неуплата обществом 4980 руб. страховых взносов с выплат физическим лицам по договорам подряда, которые по существу являются трудовыми договорами, а также с премий, выплаченных неработающим пенсионерам. Результаты проверки отражены в акте от 12.03.04 N 10 “н/с“.

Решением фонда от 31.03.04 N 10 заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде 996 руб. штрафа.

На основании решения фонд выставил обществу требование об уплате 4980 руб. страховых взносов и 82045 руб. пеней за их несвоевременную уплату.

Признавая оспариваемые решение и требование недействительными, суд сделал вывод
о превышении фондом своих полномочий в части оценки содержания заключенных обществом гражданско-правовых договоров, а также указал на нарушение ответчиком процедурных правил проведения документальных выездных проверок.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является обязательность уплаты страхователями страховых взносов.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечивать сбор страховых взносов (подпункт 2); обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное страхование (подпункт 4).

В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики вправе проверять документы по учету и перечислению страховых взносов (подпункт 2); взыскивать со страхователей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 4).

Как указано в подпункте 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (далее - Закон N 125-ФЗ), страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.

В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству),
лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Согласно пункту 22 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.99 N 765, и пункту 4 Правил страховые взносы не начисляются на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.

Как следует из приведенных нормативных положений, страховщик, обладая контрольными полномочиями, не только вправе, но и обязан проверять содержание заключенных страхователем гражданско-правовых договоров на наличие элементов трудового контракта. В противном случае фонд будет лишен возможности препятствовать уклонению от уплаты страхователями страховых взносов путем заключения трудовых соглашений под видом гражданско-правовых договоров. Следовательно, вывод суда о превышении фондом своих полномочий в части оценки содержания заключенных обществом гражданско-правовых договоров является ошибочным.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует истребовать заключенные страхователем с физическими лицами договоры, оценить их содержание на предмет соответствия положениям трудового либо гражданского законодательства и установить на основе исследования указанных договоров наличие либо отсутствие у общества недоимки по страховым взносам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате
суммы страховых взносов (абзац пятый). Привлечение страхователя к ответственности осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (абзац седьмой).

При проверке законности решения фонда о привлечении общества к ответственности суду следует оценить правомерность квалификации фондом действий страхователя по пункту 1 статьи 122 НК РФ, предусматривающему ответственность за неуплату или неполную уплату налога, а также соблюдение ответчиком процедуры привлечения общества к ответственности, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.10.04 по делу N А42-7427/04-8 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

ХОХЛОВ Д.В.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

КОЧЕРОВА Л.И.