Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2005 N А56-20180/04 Решение ИМНС о привлечении ООО к налоговой ответственности за неполную уплату НДС со ссылкой инспекции на неправомерное применение обществом ставки 10% в отношении операций по реализации елочных игрушек из полиэтилентерафталатной пленки, которые не являются товарами для детей, признано судом незаконным, поскольку в рассматриваемый период налоговое законодательство не устанавливало ограничений для применения ставки 10% по видам игрушек, включив их в товары для детей, что относится и к спорным елочным игрушкам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2005 года Дело N А56-20180/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Абакумовой И.Д. и Дмитриева В.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма “СЛАНА“ Астахова В.Н. (доверенность от 21.02.2005) и директора Дерябина К.П., от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области Калашникова П.Ю. (доверенность от 11.01.2005 N 09-02/03), рассмотрев 24.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2004 по делу N А56-20180/04 (судьи Семиглазов В.А., Бойко А.Е., Несмиян С.И.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма “СЛАНА“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области, реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области (далее - Инспекция), от 31.03.2004 N 492 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением от 20.07.2004 (судья Жбанов В.Б.) суд отказал в удовлетворении заявления, признав неправомерным применение Обществом ставки 0% по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении операций по реализации елочных украшений из полиэтилентерафталатной пленки, которые не являются товаром для детей.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка. В данном случае и далее по тексту имеется в виду ставка 10%.

Апелляционная инстанция постановлением от 16.11.2004 отменила решение суда и удовлетворила заявление Общества, признав его право на применение в порядке подпункта 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ ставки 10% при реализации товаров детского ассортимента “Игрушки елочные и елки декоративные“.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции. По мнению налогового органа, Общество неправомерно применяло ставку НДС 10%, установленную подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ, при производстве и реализации продукции “Украшения елочные пластмассовые и елки искусственные“, которая не относится к товарам для детей, так как изготовлена по техническим условиям (далее - ТУ) 9633-001-23371762-94, разработанным и утвержденным заявителем в соответствии с кодом 963380 Общероссийского классификатора продукции ОК-005-93 (далее - ОКП), а “согласно ОКП игрушки пластмассовые для детей значатся под кодом 963390“.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества просили оставить ее без удовлетворения.



Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно акту от 16.03.2004 N 17 Инспекция провела выездную проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах в 2000 - 2002 годах. В ходе проверки налогоплательщику вменено в вину нарушение статьи 6 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость“ (далее - Закон “О НДС“) и подпункта 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ в связи с применением им ставки по НДС 10% при реализации игрушек елочных и елок декоративных из полиэтилентерафталатной пленки. Вывод налогового органа основан на том, что указанная продукция произведена в соответствии с ТУ 9633-001-23371762-94 с кодом продукции по ОКП 963380 “Украшения елочные пластмассовые, елки искусственные“, а игрушки пластмассовые для детей значатся под кодом 963390.

Принятым по результатам проверки решением от 31.03.2004 N 492 Инспекция начислила 862868 рублей недоимки по НДС за 2000 - 2002 годы, 498745 рублей пеней, а также привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 172574 рублей штрафа.

Кассационная инстанция считает, что данное решение принято налоговым органом с нарушением норм налогового законодательства и прав заявителя.

Согласно статье 6 Закона “О НДС“ (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ, от 04.05.1999 и от 27.05.2000) и приложению N 2 к названному Закону “Перечень товаров для детей, по которым применяется ставка НДС в размере 10%“, действовавшими до 01.01.2001, ставка НДС в размере 10% установлена в отношении товаров для детей, в том числе игрушек.

С 01.01.2001 введена в действие глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации - “Налог на добавленную стоимость“. Пункт 2 статьи 164 НК РФ также предусматривает льготное налогообложение по ставке 10% ряда операций по реализации товаров (работ, услуг), в том числе товаров для детей. В подпункте 2 названной нормы приведен исчерпывающий перечень таких товаров, в который включены игрушки. Согласно же последнему абзацу пункта 2 статьи 164 НК РФ коды видов продукции, перечисленных в этом пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации. Однако такое постановление утверждено Правительством РФ только 31.12.2004, поэтому не подлежит применению к спорным правоотношениям.

В данном случае суд апелляционной инстанции установил, а Инспекция не оспаривает, что в 2000 - 2002 годы Общество осуществляло производство и реализацию елочных игрушек из полиэтилентерафталатной пленки. Согласно гигиеническому заключению на продукцию от 20.09.1999 N 4701 02963 П 00932 09.9 (том 1, лист дела 95) нормативной и технологической документацией для производства этих игрушек являются санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.007-93 “Производство и реализация игр и игрушек“ (далее - СанПиН 2.4.7.007-93), утвержденные постановлением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 12.08.1993 N 9, и ТУ 9633-001-23371762-94. В соответствии с преамбулой СанПиН 2.4.7.007-93 его действие распространяется на ассортимент игрушек в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации 25779-90 “Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля“ (далее - ГОСТ 25779-90). Согласно же санитарно-эпидемиологическому заключению от 10.08.2001 N 47.01.02.963.П.001111.08.01 елочные игрушки из полиэтилентерафталатной пленки, изготовленные Обществом в соответствии с ГОСТом 25779-90 и ТУ 9633-001-23371762-94, соответствуют требованиям СанПиН 2.4.7.007-93 (том 1, листы дела 15, 95, 96).

Вместе с тем коды ОКП 963380 “Украшения елочные пластмассовые, елки искусственные“ и 963390 “Игрушки пластмассовые для детей ясельного возраста“ относятся к разделу этого классификатора 963000 “Игрушки и украшения елочные“. Следует также отметить, что в проверяемый период налоговое законодательство не устанавливало ограничений для применения ставки 0% по видам игрушек, включив их в товары для детей, что относится и к елочным игрушкам из полиэтилентерафталатной пленки.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция обоснованно признала, ссылаясь на пункт 7 статьи 3 НК РФ, право Общества на применение ставки НДС 10% при реализации в 2000 - 2002 годах елочных игрушек, а решение налогового органа от 31.03.2004 N 492 - недействительным.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не соответствует полномочиям кассации, а принятое по делу постановление апелляционной инстанции считает законным и обоснованным.



Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2004 по делу N А56-20180/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ТРОИЦКАЯ Н.В.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

ДМИТРИЕВ В.В.