Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2005 N А56-19777/04 Любые операции с товаром, ввезенным на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи, кроме распределения среди нуждающихся граждан, должны согласовываться с таможенным органом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2005 года Дело N А56-19777/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В., при участии от государственного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад N 120“ Овсянникова М.М. (доверенность от 17.05.04, без номера), от Санкт-Петербургской таможни Дьяковой Е.В. (доверенность от 22.12.04 N 06-20/17748), рассмотрев 24.02.05, после объявленного 22.02.05 перерыва, в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение от 20.08.04 (судья Протас Н.И.) и постановление апелляционной инстанции от 19.11.04 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-19777/04,

УСТАНОВИЛ:

Государственное дошкольное образовательное
учреждение “Детский сад N 120“ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными принятых Санкт-Петербургской таможней (далее - таможня) требования об уплате таможенных платежей от 01.03.04 N 0063/04/044 и решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке от 05.04.04 N 0063.

Решением суда от 20.08.04 суд удовлетворил заявленные требования.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.11.04 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, уничтожение части груза без разрешения таможенного органа является его нецелевым использованием и основанием для доначисления таможенных платежей.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель учреждения возражал против ее удовлетворения.

В судебном заседании 22.02.05 был объявлен перерыв до 24.02.04.

Законность обжалуемых решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.

Как следует из материалов дела, в адрес учреждения поступил товар (гуманитарная помощь - одежда, бывшая в употреблении), оформленный по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 03914/120301/0000977, 03914/130401/0001551, 03914/240901/0004464, 03914/091001/0004865, 10210120/270202/0001652, 1021010/060802/0006587 в таможенном режиме выпуска для свободного обращения с предоставлением льготы по уплате таможенных платежей.

В ходе проверки учреждения по вопросу целевого использования товаров таможней установлено, что часть товара использована в иных целях, чем установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.99 N 1335. Выявлен факт уничтожения и списания товара в связи
с непригодностью его части без уведомления и разрешения таможенного органа. Результаты проверки отражены в акте от 07.04.03.

По результатам проверки таможенный орган предъявил обществу требование от 01.03.04 N 0063/04/044 об уплате таможенных платежей и принял решение от 05.04.04 N 0063 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.

Заявитель считает, что отсутствует факт распоряжения спорным товаром, поскольку данный товар был уничтожен в связи с непригодностью. По мнению заявителя, уничтожение товара в виду утраты им свойств товара не является распоряжением.

Не согласившись с требованием таможни, заявитель обратился в арбитражный суд. В заявлении учреждения недействительность оспариваемого требования таможни обоснована нормой права, закрепленной в пункте 3 статьи 40 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 “Об образовании“, предусматривающей освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих учреждений.

Удовлетворяя заявление учреждения, суд первой инстанции, не оценив в полном объеме доводы заявителя по праву, исходил из того, что таможня не представила доказательства нецелевого использования гуманитарного груза заявителем, а списание и уничтожение непригодных к употреблению вещей не является нецелевым использованием.

Суд кассационной инстанции считает такую правовую позицию суда первой инстанции ошибочной по следующим основаниям.

В силу статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства Российской
Федерации.

Распоряжение условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью первой названной статьи.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“ (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.

В соответствии со статьей 4 Закона контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.

Соответствующий Порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации N 1335. Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2000 N 429 утверждена Инструкция о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (содействия) (далее - Инструкция).

При ввозе гуманитарной помощи на таможенную территорию Российской Федерации Государственный таможенный комитет Российской Федерации обеспечивает ее первоочередное
оформление и применение упрощенных таможенных процедур, освобождает гуманитарную помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации от обложения налогами и от взимания сборов за таможенное оформление. Все органы и организации, получающие гуманитарную помощь, обязаны обеспечить учет, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи. Контроль за целевым использованием гуманитарной помощи осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 10, 11, 14 Порядка).

При таможенном оформлении гуманитарной помощи ее получатель представляет соответствующие документы, в том числе письменное обращение с обязательством о целевом использовании товаров для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, а также план распределения гуманитарной помощи с указанием конечных получателей товаров (пункт 11 Инструкции).

Получатель гуманитарной помощи (содействия), использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, в случае нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) уплачивает в бюджеты всех уровней налоги и другие обязательные платежи, а также начисленные на них пени и штрафы по действующим ставкам. Взыскание налогов, платежей, пеней и штрафов осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 Порядка).

Из приведенных нормативных положений следует, что любые операции с товаром, кроме распределения среди нуждающихся граждан, должны согласовываться с таможенным органом. Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются получателем гуманитарной помощи для оказания социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным группам населения. Любое иное
использование товара, кроме распределения среди конечных получателей, свидетельствует о том, что социально значимые цели ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации не достигнуты. Следовательно, уничтожение получателем гуманитарной помощи без согласования с таможенным органом влечет возникновение у получателя гуманитарной помощи обязанности уплатить таможенные платежи.

Имеющиеся в материалах дела расчеты обязательных платежей не проверены судами ни по праву, ни по размеру. Поэтому при новом рассмотрении следует назначить сверку расчетов по выставленному требованию и установить, из расчета какой стоимости произведено доначисление таможенных платежей, за какой период начислены пени.

Таким образом, принимая обжалуемые судебные акты, судебные инстанции не установили должным образом все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора по существу с учетом как правовых, так и фактических доводов таможни и заявителя.

Дополнительным основанием для признания оспариваемого требования недействительным суд первой инстанции признал “несоответствие срока его направления (через год после обнаружения нецелевого использования гуманитарного груза и составления акта проверки)“ десятидневному сроку, установленному пунктом 3 статьи 350 ТК РФ (лист дела 71).

Однако предусмотренный названной нормой срок по своей правовой природе является процедурным. При решении вопроса о действительности требования об уплате таможенных платежей его пропуск следует сопрягать с истечением трехлетнего (пресекательного) срока принудительного взыскания таможенных платежей, предусмотренного пунктом 5 статьи 348 ТК РФ. Поэтому суд кассационной инстанции поддерживает соответствующий довод жалобы.

При таких обстоятельствах решение и постановление суда нельзя признать законными и обоснованными. Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции с целью полного, всестороннего и объективного исследования и оценки обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, с учетом правовых доводов участников спора.

При новом рассмотрении дела суду первой
инстанции надлежит оценить доводы участников спора, отразив результат такой оценки в судебном акте (статья 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценив доводы участников спора с учетом приведенных норм процессуального права и толкования материального закона, суду следует, при наличии процессуальных оснований, принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.08.04 и постановление апелляционной инстанции от 19.11.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-19777/04 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

БЛИНОВА Л.В.

Судьи

МАЛЫШЕВА Н.Н.

ХОХЛОВ Д.В.