Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2005 N А05-6346/04-2 Поскольку в деле отсутствуют доказательства наличия фактических затрат субъекта РФ на возмещение энергоснабжающей организации расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, а также доказательства направления муниципальному образованию достаточных средств для возмещения названных расходов энергоснабжающей организации, суд взыскал убытки последней за счет казны субъекта РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2005 года Дело N А05-6346/04-2“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Чертилиной З.А., рассмотрев 22.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.10.2004 по делу N А05-6346/04-2 (судья Вьюнов П.В.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Архэнерго“ в лице Плесецкого межрайонного отделения филиала “Энергосбыт“ (далее - ОАО “Архэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образовательному учреждению “Торосозерская общеобразовательная средняя школа“ (далее - школа), администрации муниципального образования “Плесецкий район“, муниципальному образованию “Плесецкий район“ о взыскании 3691
руб. 96 коп. убытков, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии педагогическим работникам школы за период с 01.11.2003 по 31.03.2004.

Определениями от 25.06.2004 и 20.09.2004 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и Архангельская область в лице Департамента финансов администрации Архангельской области.

Решением от 22.10.2004 исковые требования ОАО “Архэнерго“ удовлетворены частично путем взыскания с казны Российской Федерации в лице Минфина 3106 руб. 01 коп. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационной инстанции.

Как следует из материалов дела, истец в период с ноября 2003 по март 2004 года в соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“, а также во исполнение решения Плесецкого районного суда Архангельской области от 27.10.2003 по делу N 2-185 предоставлял педагогическим работникам школы, проживающим на территории муниципального образования “Плесецкий район“, льготу по оплате электрической энергии, в связи с чем предъявил требование о взыскании 3691 руб. 96 коп. убытков.

Факт предоставления льгот в заявленном размере подтвержден материалами дела, в том числе списками граждан, имеющих право на льготы, счетами-фактурами, другими документами.

Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и
СНК РСФСР) от 10.06.1930 “О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках“ предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета.

В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“ педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 признано утратившим силу.

Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в
пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно пункту 3 Правил Минфин предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели.

С учетом вышеизложенного вывод суда о том, что механизм и источники компенсации расходов, понесенных организациями, предоставившими льготу, указанным постановлением не установлены, а потому расходы ОАО “Архэнерго“ по предоставлению льгот рассматриваемой категории граждан должны возмещаться за счет казны Российской Федерации, нельзя признать правильным.

Вместе с тем не может быть принят и довод подателя жалобы о том, что указанные расходы истца должны быть компенсированы муниципальным образованием, поскольку данное утверждение противоречит статье 132 Конституции Российской Федерации, пункту 4 статьи 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Кроме того, вышеуказанные Правила предусматривают порядок предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, а не местным бюджетам.

В порядке пунктов 4 и 5 Правил субсидии перечисляются органами федерального казначейства на балансовый счет субъекта Российской Федерации и расходуются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия фактических затрат Архангельской области на возмещение истцу расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам школы, а также доказательства направления муниципальному образованию “Плесецкий район“ достаточных средств для возмещения затрат истца, исковые требования ОАО “Архэнерго“ должны быть удовлетворены за счет казны Архангельской области.

Вместе с тем кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда о том, что размер подлежащей взысканию суммы должен быть уменьшен на сумму налога на добавленную стоимость.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие
значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права, обжалуемый судебный акт подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.10.2004 по делу N А05-6346/04-2 отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет ее казны 3106 руб. 01 коп.

Взыскать с Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области за счет ее казны в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Архэнерго“ в лице Плесецкого межрайонного отделения филиала “Энергосбыт“ 3106 руб. 01 коп. компенсации.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

СОСНИНА О.Г.

ЧЕРТИЛИНА З.А.