Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2005 N А05-16952/04-20 Суд неправомерно отказал ИМНС во взыскании с налогоплательщика штрафа по ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление отчета о прибылях и убытках, поскольку материалами дела подтверждается и налогоплательщиком не оспаривается факт нарушения срока представления указанного документа, входящего в состав бухгалтерской отчетности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2005 года Дело N А05-16952/04-20“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Морозовой Н.А., Корабухиной Л.И., рассмотрев 22.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.10.2004 по делу N А05-16952/04-20 (судья Калашникова В.А.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с Северодвинского городского профессионального союза работников образования “Перспектива“ (далее - профсоюз) 100 руб. штрафа на основании пункта 1
статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности за 2003 год.

Решением от 20.10.2004 суд взыскал с ответчика 50 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований Инспекции отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - положений статей 13 и 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ (далее - Закон N 129-ФЗ).

Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, профсоюз 31.03.2004 заказным письмом направил в Инспекцию бухгалтерскую отчетность за 2003 год: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (при сроке подачи 30.03.2004).

В ходе камеральной проверки представленных документов налоговый орган установил несвоевременное представление бухгалтерской отчетности за 2003 год, о чем направил в адрес профсоюза письмо от 14.04.2004 N 23-17/13472 и предложил представить возражения.

Решением от 31.05.2004 N 23-17/1297 Инспекция привлекла профсоюз к ответственности в виде взыскания 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

В пункте 2 названного решения налоговый орган предложил уплатить сумму штрафной санкции в пятидневный срок с момента получения решения.

Поскольку профсоюз в добровольном порядке не уплатил сумму штрафа, Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая Инспекции в части удовлетворения заявленных требований, сослался на
то, что отчет о прибылях и убытках является неотъемлемой частью бухгалтерского баланса.

Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом N 129-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 8 Закона N 129-ФЗ бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 15 Закона N 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 15 Закона N 129-ФЗ предусмотрена обязанность организаций, за исключением бюджетных и общественных организаций, представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 и пунктом 4 статьи 15 Закона N 129-ФЗ общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках.

Системный анализ
приведенных норм Закона N 129-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что общественная организация, не осуществляющая предпринимательской деятельности и не имеющая кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), вправе представлять лишь годовую бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе.

Для всех организаций отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

Так как Закон N 129-ФЗ не устанавливает иные сроки представления годовой бухгалтерской отчетности общественными организациями (объединениями) и их структурными подразделениями, не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), на них распространяются общие требования пункта 2 статьи 15 названного Закона в части сроков представления годовой бухгалтерской отчетности - в течение 90 дней по окончании года.

Порядок представления соответствующих форм отчетности определен нормативными правовыми актами, не противоречащими Налоговому кодексу Российской Федерации.

Таким образом, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках являются документами бухгалтерской отчетности и их непредставление или представление с нарушением установленного законодательством срока является налоговым правонарушением, предусмотренным пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Из приведенных норм права следует, что срок сдачи годовой бухгалтерской отчетности за 2003 год ограничивается 30.03.2004.

Согласно статье 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

В данном случае материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт нарушения срока представления бухгалтерской отчетности за 2003 год. При сроке представления 30.03.2004 фактически документы представлены 31.03.2004.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд неправомерно
отказал налоговому органу в удовлетворении заявления в части взыскания 50 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за несвоевременное представление отчета о прибылях и убытках.

Учитывая изложенное, решение суда от 20.10.2004 подлежит отмене в обжалуемой части, а кассационная жалоба Инспекции - удовлетворению.

Штраф за несвоевременное представление отчета о прибылях и убытках подлежит взысканию с ответчика в сумме 50 руб.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.10.2004 по делу N А05-16952/04-20 отменить.

Взыскать с Северодвинского городского профессионального союза работников образования “Перспектива“ в доход бюджета 50 руб. штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ и в доход федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

В остальной части обжалуемый судебный акт оставить без изменения.

Председательствующий

ПАСТУХОВА М.В.

Судьи

КОРАБУХИНА Л.И.

МОРОЗОВА Н.А.