Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2005 N А13-10488/04-11 Суд правомерно отказал ИМНС во взыскании с общества штрафа по ст. 118 НК РФ за нарушение срока представления информации о закрытии транзитного валютного счета, поскольку данный счет не отвечает всем признакам счета, указанным в НК РФ, а следовательно, у общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган о закрытии такого счета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2005 года Дело N А13-10488/04-11“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кирейковой Г.Г., Асмыковича А.В., рассмотрев 18.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.10.2004 по делу N А13-10488/04-11 (судья Осокина Н.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества “Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат“ (далее - Общество)
5000 руб. штрафа на основании статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока представления в налоговый орган информации о закрытии счета в банке.

Решением суда от 05.10.2004 в удовлетворении заявленных Инспекцией требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт, указывая, что судом нарушены нормы материального права.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.

Как видно из материалов дела, открытое акционерное общество акционерный коммерческий банк “Автобанк-Никойл“ (далее - Банк) 17.06.2004 направило в Инспекцию сообщение о том, что по инициативе Банка 17.06.2004 закрыт счет Общества N 40702276900011103504. Налогоплательщик же не сообщил в налоговый орган о закрытии счета.

В ходе проверки представленных Банком документов Инспекция сделала вывод о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 118 НК РФ, и решением от 19.07.2004 N 03/3 привлекла налогоплательщика к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 5000 руб. В требовании от 19.07.2004 N 65 налоговый орган предложил Обществу уплатить сумму штрафа в срок до 03.08.2004.

Поскольку налогоплательщик добровольно штраф не уплатил, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.

Суд, установив отсутствие события налогового правонарушения, отказал заявителю в удовлетворении требования.

Кассационная инстанция считает вывод суда первой инстанции правомерным.

Из материалов дела следует, что Инспекция 11.08.2004 направила в адрес Банка запрос N 02-09/3794, в котором указано, что “для обращения в суд для взыскания штрафных санкций просим сообщить,
направлялись ли уведомления о закрытии счетов в адрес ОАО “Сокольский “ЦБК“. Банк письмом с приложениями от 01.09.2004 N 690 предоставил расшифровку закрытых счетов Общества, в том числе и счета N 40702276900011103504 (транзитный валютный). В арбитражный суд Инспекция обратилась 06.09.2004.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии либо закрытии счетов.

Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного названным Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

В пункте 2 статьи 11 НК РФ определено понятие счета, согласно которому счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, понятие счета, используемого в Налоговом кодексе Российской Федерации, подразумевает наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке, возможность зачисления на счет денежных средств, возможность расходования денежных средств со счета.

В соответствии со статьями 4 и 6 Закона Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле“ и пунктом 2 Указа Президента России от 14.06.92 N 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин“ утверждена Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 29.06.92 N 7 (далее - Инструкция) с изменениями, внесенными в нее приказом Банка России от 17.07.97 N 02-311, которой предусмотрено открытие транзитного валютного счета.

Как следует из пункта 6 указанной Инструкции, поступления в иностранной валюте в пользу юридических лиц подлежат
обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках Российской Федерации, если иное не разрешено Банком России. Для этого юридическому лицу наряду с текущим валютным счетом одновременно и в обязательном порядке открывается транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащей обязательной продаже. Следовательно, открытие текущего валютного счета одновременно свидетельствует и об открытии транзитного валютного счета.

Таким образом, транзитный валютный счет не является самостоятельным предметом договора банковского счета и не отвечает всем признакам счета, указанным в статье 11 НК РФ, а следовательно, у Общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган о закрытии названного счета.

Кроме того, пунктом 5 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Поскольку транзитный счет не является счетом, с которого может производиться взыскание налога, то нет необходимости извещать налоговые органы о его открытии или закрытии.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.10.2004 по делу N А13-10488/04-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

АСМЫКОВИЧ А.В.