Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2005 N А13-6417/04-04 Суд правомерно удовлетворил требования ОАО о взыскании с Минфина РФ суммы расходов, связанных с предоставлением в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льгот по проезду инвалидов в пригородных автобусах, поскольку положениями указанного Закона предусмотрено, что установление льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2005 года Дело N А13-6417/04-04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Сосниной О.Г., Кустова А.А., рассмотрев 03.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской федерации в лице Управления федерального казначейства по Вологодской области на решение от 27.09.2004 (судья Кургин А.Ф.) и постановление апелляционной инстанции от 12.11.2004 (судьи Муханова Г.Н., Шумилова Л.Ф., Крутова Т.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-6417/04-04,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Харовское автотранспортное предприятие“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к муниципальному образованию “Харовский муниципальный район Вологодской области“ в лице финансового управления администрации
Харовского муниципального района Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области и Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин) с иском о взыскании с надлежащего ответчика 128395 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот по проезду инвалидов в пригородных автобусах в период с августа по декабрь 2003 года, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон).

Решением от 27.09.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.11.2004, исковые требования полностью удовлетворены за счет казны Российской Федерации.

В кассационной жалобе Минфин в лице Управления федерального казначейства по Вологодской области, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, в котором в иске к Минфину отказать. По мнению подателя жалобы, правовые основания для взыскания расходов по предоставлению льгот за счет казны Российской Федерации отсутствуют в связи с полным выполнением ею своих бюджетных обязательств. При этом взыскиваемую сумму по размеру не оспорил.

Представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при разрешении данного спора, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.

Как следует из материалов дела, Предприятие по договору от 01.01.2001 на оказание услуг по перевозке пассажиров в автобусах городского и внутрирайонного сообщения (с учетом дополнительного соглашения), заключенному с администрацией Харовского муниципального района, которым предусмотрено возмещение
расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам в соответствии с Законом и Федеральным законом “О ветеранах“, в период с августа по декабрь 2003 года осуществляло перевозку льготной категории граждан по согласованному маршруту.

Согласно пункту 4.5 названного договора администрация Харовского муниципального района производит компенсацию расходов за предоставленные льготы по проезду инвалидов по поступлении средств из областного бюджета.

За предоставленный соответствующей категории граждан на основании Закона льготный проезд на пассажирском транспорте за указанный период невозмещенными остались расходы в сумме 128395 руб. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.

Задолженность подтверждена счетами-фактурами, расчетами об использовании средств, выделяемых на реализацию Закона, актом сверки расчетов между Предприятием и финансовым управлением администрации Харовского района и ответчиком в лице Минфина не оспаривается.

В соответствии со статьей 30 Закона дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.

Поскольку в результате предоставления льгот истец недополучил возмещение расходов на указанную сумму, суд обеих инстанций сделал обоснованный вывод о необходимости взыскать данную сумму за счет казны Российской Федерации в связи с неисполнением государством обязанности по компенсации затрат коммерческой организации.

Доводы Минфина о наличии на счетах Вологодской области остатков денежных средств федерального бюджета, которые могли быть перераспределены Харовскому району на покрытие расходов по перевозке инвалидов общественным транспортом, являются несостоятельными, так
как в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ не использованные в 2003 году целевые средства, переданные из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, подлежат использованию в 2004 году.

Суд первой и апелляционной инстанций дал оценку всем доводам, приведенным ответчиком по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе. В ней Минфин, по существу, повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.

Кассационная инстанция не усматривает из материалов дела каких-либо нарушений судом норм материального и процессуального права, повлекших за собой принятие неправильных судебных актов, поэтому кассационная жалоба не может быть удовлетворена, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.11.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-6417/04-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской федерации в лице Управления федерального казначейства по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ТАРАСЮК И.М.

Судьи

СОСНИНА О.Г.

КУСТОВ А.А.