Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А26-8527/04-210 Довод налоговой инспекции о том, что общество неправомерно включило в материальные расходы по налогу на прибыль суммы, предъявленные обществу за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, поскольку данные суммы являются платежами за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, суд признал несостоятельным, указав, что плательщиком названных платежей может являться только водопользователь, то есть организация, имеющая лицензию на осуществление водопользования, а общество к ним не относится.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2005 года Дело N А26-8527/04-210“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Комарова А.Н., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., при участии от открытого акционерного общества “Славмо“ главного бухгалтера Мартыновой О.В. (доверенность от 11.05.2005 N 1), рассмотрев 20.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.09.2004 по делу N А26-8527/04-210 (судья Гарист С.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Славмо“ (далее - Общество, ОАО “Славмо“) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - Инспекция) от 28.07.2004 N 4.3-128 в части доначисления 40441 руб. налога на прибыль, 27908 руб. 35 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), соответствующих пеней и штрафов.

Решением суда от 23.09.2004 требования Общества удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку Общество производило сброс сточных вод непосредственно в городскую систему водоотведения, денежные средства, предъявленные ОАО “Славмо“ за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, являются платежами за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и согласно положениям пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и подпункта 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В судебном заседании представитель Общества представил отзыв и просил решение суда оставить без изменения.

Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления и уплаты Обществом в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, по результатам которой составила акт от 30.06.2004 N 4.3-154 и приняла решение от 28.07.2004 N 4.3-128 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе проверки Инспекция установила следующие обстоятельства.

Общество в
2001 - 2003 годах заключало с МУП “Водоканал“ договоры на отпуск воды и прием сточных вод. При этом платежи за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в городскую систему канализации, предусмотренные договором, ОАО “Славмо“ включило в расходы по налогу на прибыль, считая их материальными расходами на приобретение услуг сторонних организаций по очистке сточных вод.

Инспекция, посчитав такие действия заявителя ошибочными, в соответствии с решением от 28.07.2004 N 4.3-128 доначислила Обществу 40441 руб. налога на прибыль, 27908 руб. 35 коп. НДС, соответствующие пени и штрафы за неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы.

Общество, не согласившись с решением Инспекции от 28.07.2004 N 4.3-128 в этой части, обжаловало его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, указав на то, что в данном случае платежи за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в городскую систему канализации не являются для заявителя налоговым платежом или сбором.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены такого решения суда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (включающая в себя платежи за сверхнормативные выбросы в нее загрязняющих веществ) установлена действующим ранее Законом РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 “Об охране окружающей природной среды“ и в действующем в настоящее время Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“.

Законом РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 “Об охране окружающей природной среды“ полномочия по установлению порядка определения указанной платы и
ее предельных размеров были предоставлены Правительству Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия“ (далее - Порядок) установлено, что Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещение отходов;

- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия).

Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты представляет собой один из видов вредного воздействия на окружающую среду, связанную с природопользованием (водопользованием).

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации под водопользователем понимается гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами. На основании статей 27 - 29 Водного кодекса Российской Федерации водопользователь вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование.

Следовательно, плательщиком сумм за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, предусмотренных пунктом 4 статьи 270 НК РФ, может являться только водопользователь, то есть организация, имеющая лицензию на осуществление водопользования.

В данном случае таким водопользователем является МУП “Водоканал“, а не ОАО “Славмо“.

МУП “Водоканал“ обеспечивает потребность ОАО “Славмо“ в питьевой воде и сбросе сточных вод на основании абонентского договора N 832 (от 2001, 2002 и 2003 годов), заключенного между названными организациями. За оказание услуг по поставке воды и приему сточных вод и загрязняющих веществ Общество производит
оплату МУП “Водоканал“ в соответствии с установленными лимитами водопотребления и водоотведения.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).

Как видно из указанной нормы, этот перечень расходов не является исчерпывающим, а спорные платежи для заявителя являются не налогом, а оплатой услуг сторонней организации за прием сточных вод и загрязняющих веществ.

Таким образом, Общество правомерно включило в материальные расходы по налогу на прибыль суммы, предъявленные ОАО “Славмо“ за сброс сточных вод и загрязняющих веществ.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.09.2004 по делу N А26-8527/04-210 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

КОМАРОВ А.Н.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

ЛОМАКИН С.А.