Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2005 N А56-19654/04 Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются получателям гуманитарной помощи для оказания социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным группам населения. Любое использование гуманитарной помощи, кроме распределения ее среди нуждающихся лиц, означает, что социально значимые цели ввоза товара на таможенную территорию РФ не достигнуты, следовательно, утилизация заявителем части гуманитарной помощи свидетельствует о ее нецелевом использовании.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2005 года Дело N А56-19654/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Блиновой Л.В., Бухарцева С.Н., рассмотрев 11.01.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.04 по делу N А56-19654/04 (судья Галкина Т.В.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 64 (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 07.08.03 N 0076/03/043 об уплате 140297 руб. 75 коп. таможенных платежей и 65917 руб. 73 коп.
пеней.

Решением суда от 02.09.04 заявление учреждения удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда и отказать учреждению в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, утилизация находящихся под таможенным контролем товаров влечет обязанность заявителя уплатить таможенные платежи.

Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что учреждение ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - гуманитарную помощь в виде бывшей в употреблении, а также новой одежды. После таможенного оформления по пяти грузовым таможенным декларациям товар выпущен условно с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.

В ходе проверки целевого использования условно выпущенных товаров сотрудниками Северо-Западного таможенного управления установлено использование учреждением не по целевому назначению 5325 кг гуманитарной помощи, в том числе 2705 кг помощи, не полученной нуждающимися, и 2620 кг - утилизированной в соответствии с актами списания. Результаты проверки отражены в акте от 30.04.03 N 10200000/300403/00059.

По итогам проверки таможня направила учреждению требование от 07.08.03 N 0076/03/043 об уплате 140297 руб. 75 коп. таможенных платежей и 65917 руб. 73 коп. пеней.

Признавая оспариваемое требование таможни недействительным, суд сделал вывод о том, что утилизация непригодных к употреблению товаров не является нецелевым использованием, а также указал на нарушение таможенным органом срока направления требования.

Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным.

В силу статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование
указанных товаров и транспортных средств (распоряжение ими) в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“ (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.

В соответствии со статьей 4 Закона контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.

Из приведенных нормативных положений следует, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются получателям гуманитарной помощи для оказания социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным группам населения. Любое иное использование товара, кроме распределения среди конечных получателей (нуждающихся лиц), свидетельствует о том, что социально значимые цели ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации не достигнуты.

Таким образом, утилизация учреждением
части гуманитарной помощи свидетельствует о ее нецелевом использовании, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене.

Кроме того, согласно акту проверки сотрудниками таможенного органа опрошены указанные в раздаточных ведомостях физические лица, в результате чего выявлено, что некоторыми из них гуманитарная помощь не получена. Однако эти обстоятельства оставлены судом без внимания, протоколы опросов не истребованы, поэтому дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду надлежит исследовать имеющиеся в деле, а также дополнительно истребованные доказательства и с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний принять законное и обоснованное решение.

Суду также следует проверить обоснованность размера начисленных пеней, исходя из того, что законодатель связывает обязанность по уплате таможенных платежей с нецелевым использованием условно выпущенных товаров.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.04 по делу N А56-19654/04 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

ХОХЛОВ Д.В.

Судьи

БЛИНОВА Л.В.

БУХАРЦЕВ С.Н.