Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 N А56-13305/04 Суд неправомерно признал недействительным решение ИМНС о привлечении налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость и доначислении названного налога, поскольку материалами дела установлено, что налогоплательщик не представил предусмотренные НК РФ документы в подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 января 2005 года Дело N А56-13305/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кочеровой Л.И. и Шевченко А.В., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кировскому району Санкт-Петербурга Овчинниковой Е.В. (доверенность от 27.12.2004 N 19-56/44813), рассмотрев 28.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение от 03.08.2004 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 11.10.2004 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13305/04,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью
“РИФ“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга, в настоящее время Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 03.03.2004 N 02-08/и-17.

Решением суда от 03.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2004, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 03.08.2004 и постановление от 11.10.2004, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 166, 171 - 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2003 года, в которой заявлено к вычету 18263052 руб. налога.

Налоговый орган в ходе камеральной проверки налоговой декларации направил Обществу требования от 12.01.2004 N 08/941 и 08/942 (почтовый реестр от 28.01.2004; лист дела 91), в которых указал на необходимость представить в Инспекцию в пятидневный срок со дня их получения документы, подтверждающие обоснованность применения налогоплательщиком налоговых вычетов (копии книг покупок, счетов-фактур, платежных поручений, договоров о предоставлении заемных средств и иных документов).

Общество представило только копии грузовых таможенных деклараций “на 104 листах без товаросопроводительных документов. Иные документы в соответствии с направленными Требованиями не представлены“.

Поскольку налогоплательщик не представил в Инспекцию истребуемые документы (копии книг покупок, счетов-фактур, платежных поручений и иных документов), налоговый орган решением от 03.03.2004 N 02-08/и-17 восстановил в лицевом счете Общества к уплате в
бюджет 18263052 руб. НДС, заявленного к вычету. Поэтому заявителю доначислено 18200190 руб. НДС, а в связи с неполной уплатой налога применена ответственность по статье 122 НК РФ в виде 3640038 руб. штрафа.

Налогоплательщик посчитал действия налогового органа незаконными и оспорил их в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрено право налоговых органов истребовать в ходе камеральных проверок первичные документы, служащие основанием для применения налоговых вычетов по НДС. По мнению Общества, такие документы могут запрашиваться налоговой инспекцией только при проведении выездной налоговой проверки. При камеральной проверке налоговый орган должен проверить правильность арифметических расчетов, приведенных в налоговой декларации.

Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции не согласился с доводами заявителя, указав на то, что право налоговых органов запрашивать у налогоплательщиков при проведении камеральных проверок необходимые для проверки документы предусмотрено статьями 88 и 31 НК РФ. При этом суд удовлетворил заявленные требования, ссылаясь на необоснованность расчета Инспекцией сумм НДС. Суд апелляционной инстанции согласился с этим выводом, дополнительно указав на нарушение налоговым органом положений законодательства о привлечении к налоговой ответственности, и оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен статьями 87 - 88 НК РФ.

Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями
без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Таким образом, право налогового органа истребовать у налогоплательщика в ходе камеральной проверки дополнительные сведения и документы прямо предусмотрено статьей 88 НК РФ.

Кроме того, в подпункте 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ также указано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость установлен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную за налоговый период, на сумму налоговых вычетов. Согласно пункту 2 названной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне
таможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты только на основании соответствующих первичных документов, подтверждающих факт оприходования товара и уплату поставщику сумм налога на добавленную стоимость.

Причем Налоговым кодексом Российской Федерации установлены требования к некоторым документам, на основании которых производятся налоговые вычеты.

Так, согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не
могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может служить основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что налогоплательщик вправе произвести налоговые вычеты только при наличии у него оформленных надлежащим образом первичных документов, предусмотренных статьей 172 НК РФ.

Поскольку налоговая инспекция в ходе камеральной проверки правомерно затребовала у Общества первичные документы, служащие основанием для применения налоговых вычетов, а налогоплательщик эти документы не представил, поскольку в решении от 03.03.2004 обоснованно предложено по результатам проверки восстановить к уплате в бюджет сумму НДС, заявленную Обществом к вычету.

Согласно статьям 153, 154, 166 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (статья 153 НК РФ). Как следует из статьи 154 НК РФ, в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 - 162 НК РФ. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи
166 НК РФ.

При проведении камеральной проверки Инспекцией не установлено нарушений в определении Обществом налоговой базы, налогоплательщик на ее завышение или занижение также не ссылается.

Таким образом, сам заявитель указал на то, что исходя из его данных по реализации продукции (работ, услуг) в бюджет подлежало уплате 18273872 руб. НДС.

В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца или квартала) как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Согласно пункту 4 статьи 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду. Правильность расчета данной суммы никем не оспаривается.

По мнению кассационной инстанции, в данном случае налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности за неполную уплату НДС не вследствие занижения налоговой базы (выручки), а за неправомерное уменьшение НДС, подлежащего уплате в бюджет на 18200190 руб., то есть на сумму налоговых вычетов, не подтвержденную соответствующими документами.

При указанных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что при вынесении судебных актов нарушены нормы материального права, а следовательно, они подлежат отмене.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.08.2004 и
постановление апелляционной инстанции от 11.10.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13305/04 отменить.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью “РИФ“ отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “РИФ“ в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной, пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Председательствующий

ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

ШЕВЧЕНКО А.В.