Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2005 N Ф04-9144/2005(17965-А27-32) Постановление налогового органа о привлечении к административной ответственности признано незаконным, поскольку у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции, а, следовательно, и по составлению протоколов о данных правонарушениях.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2005 года Дело N Ф04-9144/2005(17965-А27-32)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Кемеровской области г. Мариинск на решение от 26.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 09.09.2005 по делу N А27-18931/05-5 по заявлению предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Ф.И.О. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Кемеровской области г. Мариинск об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, Зенков Сергей Викторович (далее по
тексту предприниматель Зенков С.В.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Кемеровской области г. Мариинск (далее по тексту Инспекция) N 205 от 30.05.2005 о привлечении к административной ответственности.

Заявленные требования мотивированы отсутствием у налогового органа полномочий на составление протокола по административному правонарушению, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 26.07.2005, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 09.09.2005 Арбитражного суда Кемеровской области, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая, что полномочиями по контролю, надзору, составлению протокола об административном правонарушении в сфере производства и оборота указанной продукции налоговые органы наделены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, утвердившим Положение о Федеральной налоговой службе.

Отзыва на кассационную жалобу не поступило.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: текст документа соответствует оригиналу.

В судебном заседании

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права и норм процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Из материалов дела следует, что Инспекцией в отношении предпринимателя Зенко С.В. проведена проверка по вопросу исполнения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

По результатам проверки Инспекцией от 26.05.2005 составлен акт проверки соблюдения порядка реализации алкогольной продукции и табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными и специальными марками и налогового законодательства, в котором отражены
выявленные нарушения, в частности пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ от 22.11.1995 N 171-ФЗ и пунктов 6, 9 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987.

По факту выявленного правонарушения Инспекцией в отношении предпринимателя составлен протокол от 27.05.2005 N 205 об административном правонарушении и принято Постановление по делу об административном правонарушении от 30.05.2005 N 205, которым предприниматель привлечен к ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в сумме 3000 рублей.

Считая постановление Инспекции незаконным, предприниматель Зенков С.В. обратился в арбитражный суд.

Арбитражный суд, признавая постановление Инспекции незаконным, пришел к выводу о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а следовательно, и по составлению протоколов об административном правонарушении и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение данных правил.

Данный вывод арбитражного суда является правильным, соответствующим действующему законодательству и материалам дела.

В соответствии со статьей 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, установлено, что Федеральная налоговая служба (ФНС) является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Пунктами 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1 пункта 5 Положения Федеральной налоговой службы определена компетенция налогового органа, в соответствии с которой он осуществляет контроль за представлением деклараций об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья; фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также выдачей лицензий на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции.

Часть 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, проверка соблюдения которых, как усматривается из указанных выше пунктов Положения, не входит в полномочия налогового органа.

Таким образом, арбитражный суд обоснованно признал незаконным постановление Инспекции от 30.05.2005 N 205, поскольку у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а следовательно, и по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в принятых по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Определением ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2006 N Ф04-9144/2005(17965-А27-32) в данном постановлении исправлена опечатка - данный абзац следует читать “Решение от 29.08.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 09.09.2005 по делу N А27-18931/05-5 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Кемеровской области г. Мариинск - без удовлетворения“.

Решение от 29.08.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 05.10.2005 по делу N А27-22198/05-5 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Кемеровской области г. Мариинск - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2005 г.