Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.11.2005 N Ф04-7125/2005(15667-А81-10) Удовлетворяя иск о взыскании убытков, арбитражный суд правомерно исходил из того, что возмещение расходов по оплате проезда на железнодорожном транспорте, связанных с предоставлением льгот, предусмотрено Гражданским кодексом РФ за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 2005 года Дело N Ф04-7125/2005(15667-А81-10)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по ЯНАО на решение от 21.04.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 07.07.2005 по делу N А81-4790/5763Г-04 по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ к Управлению федерального казначейства по ЯНАО при участии третьих лиц Департамента труда и социального развития ЯНАО, Департамента финансов ЯНАО о взыскании 1154622 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Управлению федерального казначейства по ЯНАО
при участии третьих лиц: Департамента труда и социального развития ЯНАО, Департамента финансов ЯНАО - о взыскании 1154622 рублей убытков, возникших у истца в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по перевозке железнодорожным транспортом.

Исковые требования мотивированы невозмещением ответчиком убытков, понесенных истцом в связи с реализацией ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и ФЗ “О ветеранах“.

Решением от 21.04.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2005, требования удовлетворены, поскольку убытки истца возникли в связи с исполнением установленных федеральными законами обязанностей, которые подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации.

В кассационной жалобе Управление федерального казначейства по ЯНАО просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.

По мнению заявителя, суд не исследовал все обстоятельства по делу, а именно не истребовал от Департамента труда и социальной защиты населения ЯНАО подтверждение количества граждан, пользующихся льготами по проезду. Заявитель считает, что в данном случае необходимо руководствоваться пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, истцом не представлено доказательств наличия договоров, заключенных между Департаментом труда и социальной защиты населения ЯНАО и ОАО “РЖД“, на компенсацию льгот.

В отзыве на кассационную жалобу истец ссылается на законность и обоснованность судебных решений, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Указывает на подписание с органами социальной защиты населения актов сверок по задолженности бюджета РФ перед хозяйствующими субъектами, возникшей в связи с предоставлением последними услуг по льготным тарифам для последующего учета данных сумм при формировании бюджета Российской Федерации на 2006 год, в котором также будут учтены судебные акты Арбитражного суда ЯНАО по делу
N А81-4790/5763Г-04.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, с 01.01.2004 по 30.09.2004 ОАО “РЖД“ были предоставлены льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте гражданам, которым в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ и ФЗ “О социальной защите инвалидов“ предоставлено право на льготный проезд.

В результате предоставления указанных льгот ОАО “РЖД“ понесло убытки. Общая сумма недополученных доходов за период с 01.01.2004 по 30.09.2004 составила 1154622 рубля, что подтверждается реестрами оформления проездных билетов на проезд по ФЗ “О ветеранах“ и ФЗ “О социальной защите инвалидов“ и сторонами не оспаривается.

ОАО “РЖД“ письмом от 01.11.2004 N 6132 направило в адрес Департамента труда и социальной защиты населения администрации ЯНАО счета-фактуры N 005/000/3999/01/464 и N 005/000/3999/01/463 от 25.10.2004 по оплате задолженности от перевозки льготных категорий граждан с просьбой погасить задолженность в течение 10 дней с момента вручения счетов-фактур. Не получив ответ и оплату задолженности, истец обратился в суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из того, что возмещение расходов по оплате проезда на железнодорожном транспорте, связанных с предоставлением установленными соответствующими законами льгот, предусмотрено пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Факт предоставления льгот на основании названных законов доказан истцом и подтвержден представленными в материалы дела реестрами оформления проездных документов на проезд по ФЗ “О ветеранах“ и ФЗ “О социальной защите инвалидов“.

Согласно реестрам истец, исполняя ФЗ “О социальной защите инвалидов“, понес убытки в размере 1071916
руб. 20 коп., по ФЗ “О ветеранах“ - 82705 руб. 80 коп.

Из информации, представленной Департаментом по труду и социальной защите населения ЯНАО, следует, что в 2004 году из федерального бюджета поступило 9292 руб. 60 коп. в качестве субсидий по исполнению ФЗ “О социальной защите инвалидов“, которые полностью израсходованы по целевому назначению, 533500 рублей в качестве субсидий по исполнению ФЗ “О ветеранах“, которые также полностью израсходованы по целевому назначению.

Вывод суда о том, что отсутствие договора не является основанием для отказа в возмещении расходов по предоставленным льготам, является обоснованным.

Судами правомерно указано, что убытки у истца возникли в связи с исполнением обязанностей, установленных ФЗ “О ветеранах“ и ФЗ “О социальной защите инвалидов“, которые подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации.

С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, в связи с чем оснований для их отмены или изменения не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 21.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 07.07.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-4790/5763Г-04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.