Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.10.2005 N Ф04-7424/2005(16035-А81-37) Дело по иску о взыскании налоговых санкций за неполную уплату транспортного налога направлено на новое рассмотрение, поскольку судом неполно исследовались обстоятельства дела, что могло привести к принятию неправильного решения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2005 года Дело N Ф04-7424/2005(16035-А81-37)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области на решение от 22.04.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 04.07.2005 по делу N А81-5124/5711А-04 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области к Акционерному Западно-Сибирскому коммерческому банку открытого акционерного общества о взыскании налоговых санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области (далее - налоговый орган) обратилась в
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Акционерному Западно-Сибирскому коммерческому банку открытого акционерного общества (далее - ОАО “Запсибкомбанк“) о взыскании налоговых санкций в сумме 933 руб. 60 коп. в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату транспортного налога.

Заявленные требования мотивированы тем, что налогоплательщик при исчислении транспортного налога по транспортным средствам, которые, по мнению налогового органа, относятся к грузовым автомобилям и автобусам, неверно применил налоговую ставку, предназначенную для налогообложения легковых автомобилей.

Решением от 22.04.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган считает судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, по основаниям, изложенным в жалобе.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит принятые по делу решение и постановление подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной налоговой декларации по транспортному налогу за 2003 год, с суммой, начисленной к уплате в бюджет налога в размере 4602 руб.

В ходе проверки установлено, занижение исчисленной суммы налога в размере 952 руб. в результате неправильного определения периода регистрации АТС БМВ 745, идентификационный номер LI WBAGN61000DP87636 (7 месяцев вместо 8), занижение исчисленной суммы налога в размере 380 руб. в результате занижения налоговой базы на 19 лошадиных сил по автомобилю Мерседес Бенц
Е320 (согласно копии справки N 042-01-00265.2 от 23.07.2004 РФ Тюменской торгово-промышленной палаты ООО “Экспертиза“ мощность составляет 224 лошадиные силы, в декларации указано 205 лошадиных сил) и занижение ставки налога (5 руб. вместо 20 руб.) по 3 автобусам (ГА32217 ХТН 22170020041194 ХТН22170030057439, ГАЗ 3221 XTH322100Y0025277) и грузовому АТС (УАЗ 39099 XTT39099W0033548) на сумму 3478 руб. вследствие неправильной классификации категории транспортных средств.

По результатам проверки принято решение N 24.4-12/245/855дсп о привлечении ОАО “Запсибкомбанк“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога за 2003 год, что составило 954 руб.

Указанное решение изменено вышестоящим налоговым органом, и ответчик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, что составило 933 руб. 60 коп.

ОАО “Запсибкомбанк“ в установленный срок платежи не произведены, налоговый орган обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании суммы налоговых санкций.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что ОАО “Запсибкомбанк“ обоснованно исчислило транспортный налог по транспортному средству БМВ 745 LI (паспорт ТС ТМ 181594) начиная с июня 2003 года.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в
лошадиных силах.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из приведенных норм права следует, что ставка транспортного налога зависит от типа транспортного средства и мощности установленного на нем двигателя.

Транспортный налог на территории Тюменской области установлен и введен в действие Законом Тюменской области N 93 от 19.11.2002 “О транспортном налоге“ и предусматривает ставки транспортного налога в зависимости от типа транспортного средства отдельно для легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей, а также иных транспортных средств.

В то же время Закон Тюменской области N 93 от 19.11.2002 “О транспортном налоге“ не устанавливает ставки налога в зависимости от категорий транспортных средств (A, B, C, D, E). Не содержат такой классификации транспортных средств, в целях налогообложения, и другие нормы законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что Конвенция о дорожном движении (Вена, 08.11.1968) не является нормативным актом, классифицирующим транспортные средства в целях налогообложения.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 “Транспортный налог“ части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в пункте 16 которых предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России
от 26.12.1994 N 359.

Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 не относится к законодательству о налогах и сборах, так как он не дополняет и не изменяет данное законодательство, не устанавливает новых прав и обязанностей налогоплательщиков, но в силу пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации он является обязательным для налогового органа, участвующего в деле.

В силу Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 “Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области“ предписывает федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением Положением (пункт 3).

Согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677, определение по Общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции Общероссийского классификатора.

Соответствие доводов как налогового органа, так и налогоплательщика по отнесению транспортных средств, подлежащих налогообложению, к тому или иному типу определений Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) судебными инстанциями не проверялось.

Статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из смысла данной статьи регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является важным условием установления наличия объекта
налогообложения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации“ регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (органы гостехнадзора).

При этом подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Органы гостехнадзора производят регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 километров в час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС).

В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.93 N 477 “О введении паспортов транспортных средств“ (с изменениями от 07.12.1996, 31.07.1998) (далее - Постановление N 477) паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.

Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 “О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов“ паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие “одобрения типа транспортного средства“.

Под типом транспортного средства понимаются транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных
в технических описаниях.

Согласно Постановлению N 477 Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации поручено в срок до 01.06.1993 разработать и утвердить Положение о паспорте транспортного средства и его образец.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, ГТК Российской Федерации, Госстандарта РФ от 30.06.1997 N 399/388/195 “О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1445“ утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств при выдаче паспортов организациями-изготовителями, таможенными органами, подразделениями Госавтоинспекции заполняется раздел паспорта, содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации-изготовителе, о наличии Одобрения типа транспортного средства или Заключения на шасси, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.

В материалах арбитражного дела имеются паспорта транспортных средств, в отношении которых возник спор относительно правильности применения размера налоговой ставки.

Однако данные паспорта транспортных средств судом также не исследовались и надлежащая оценка им в соответствии с требованиями статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дана.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд принял решение на основании неполно исследованных обстоятельств дела, что могло привести к принятию неправильного решения. В связи с данными причинами дело подлежит направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо исследовать материалы дела, дать оценку обстоятельствам, на которые стороны ссылаются как на основания своих требований и возражений, рассмотреть заявленные требования по существу, исходя из норм действующего законодательства и замечаний кассационной инстанции, принять
законное решение, разрешить вопрос о распределении между сторонами расходов по уплате государственной пошлины, в том числе за рассмотрение дела в кассационной инстанции.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 04.07.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-5124/5711А-04 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.