Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.10.2005 N Ф04-7364/2005(15898-А27-33) Отказ налогового органа в возврате налогоплательщику излишне уплаченных пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог признан неправомерным, поскольку срок уплаты данного налога в территориальный дорожный фонд не установлен и налоговым органом необоснованно были начислены пени за несвоевременную уплату данного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 октября 2005 года Дело N Ф04-7364/2005(15898-А27-33)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Киселевску на решение от 20.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 08.07.2005 по делу N А27-28502/04-2 по заявлению открытого акционерного общества “Разрез Киселевский“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Киселевску,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Разрез Киселевский“ (далее - ОАО “Разрез Киселевский“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением,
уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Киселевску (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным ненормативного акта - письма от 24.09.2004 N 16-08-38/4660 - и обязании возвратить пени по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001 год в сумме 1323696 руб., за 2002 год в сумме 21607,44 руб.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.04.2005 требования ОАО “Разрез Киселевский“ удовлетворены в полном объеме.

Судом в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с осуществленной реорганизацией произведена замена ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Киселевску на ее правопреемника - Инспекцию федеральной налоговой службы по г. Киселевску.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2005 решение суда первой инстанции от 20.04.2005 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, просит состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.

Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания не поступил.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что ОАО “Разрез Киселевский“ обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 21.09.2004 N 4-9/1379 о возврате излишне уплаченной пени по налогу
на пользователей автомобильных дорог за 2001 - 2002 годы в сумме 1323696,85 руб. и 21607,44 руб., соответственно, уплаченных по платежным поручениям.

Ответчик в письме от 24.09.2004 N 16-08-38/4660 отказала налогоплательщику в возврате денежных средств, ссылаясь на то, что в карточке лицевого счета переплаты по пене не значится.

Считая отказ налогового органа незаконным, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с требованием о признании данного письма - ненормативного акта - недействительным и обязании ответчика возвратить пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в общей сумме 1345303,44 руб.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

С 01.01.2001 вступил в силу Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“. Статьей 4 названного Закона внесены изменения в пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“, согласно которым сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды.

Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации предусмотрен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации. Согласно данному Порядку налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный
дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Данные нормы права, регулирующие образование и использование средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, действовали до 2001 года.

В соответствии с Законом Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2001 год“ действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 приостановлено на 2001 и 2002 годы.

Статьей 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ от 18.10.1991 N 1759-1 предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.

В принятом Кемеровской областью Законе от 27.06.1995 N 8-ОЗ “О дорожном фонде Кемеровской области“ сроки уплаты налога на пользователей автодорог не установлены.

В связи с тем, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд не установлены в предусмотренном законодательством порядке, начисление налоговым органом пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд, и уплата налогоплательщиком этих пеней является не основанной на нормах права.

Ссылка налоговой инспекции на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, регулирующее вопросы формирования средств федерального дорожного фонда и предусматривающее сроки для перечисления налогов на счет данного фонда, несостоятельна.

Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений
норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судом не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 08.07.2005 по делу N А27-28502/04-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.