Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.10.2005 N Ф04-4802/2005(16000-А81-35) по делу N А81-4628/5298А-04 Авиационное предприятие, имеющее в своем составе штатные аварийно-спасательные формирования, вправе применить льготу по налогу на пользователей автомобильных дорог.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2005 г. N Ф04-4802/2005(16000-А81-35)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа на решение от 25.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.04.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-4628/5298А-04 по заявлению открытого акционерного общества “Авиакомпания “ЮТэйр“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным ненормативного правового акта и возврате излишне уплаченного налога,

установил:

открытое акционерное общество “Авиакомпания “ЮТэйр“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого
автономного округа с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным решения от 20.08.2004 N 344 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением от 25.01.2005 требования общества удовлетворены. Решение от 20.08.2004 N 344 признано недействительным как противоречащее статьям 3, 56 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“.

Постановлением апелляционной инстанции от 12.04.2005 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа на правопреемника - инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - налоговый орган) в связи с реорганизацией заинтересованного лица, решение арбитражного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит отменить состоявшие по делу судебные акты.

Указывает, что освобождение профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) от уплаты налога в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ не освобождает сами коммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, от обязанности уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог (далее - НПАД) с получаемой от такой деятельности выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В отзыве на кассационную жалобу общество отклоняет доводы налогового органа, считает решение первой и постановление апелляционной инстанций законными и обоснованными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.

Кассационная инстанция в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность
судебных актов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, пояснений представителей сторон в судебном заседании кассационной инстанции, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что общество представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НПАД за 2001 - 2002 г.г.

Одновременно общество обратилось с заявлением о возврате ранее уплаченного НПАД за указанный период в размере 19494746 рублей в связи с тем, что общество имеет в своем составе аварийно-спасательные формирования, а абзац 5 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ освобождал от уплаты НПАД профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, при этом применение указанной льготы не ставится в зависимость от регистрации аварийно-спасательных служб в качестве юридического лица.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленных уточненных налоговых деклараций, по результатам которой было принято решение N 344 от 20.08.2004 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в силу пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанным решением признано право общества на применение льготы по уплате НПАД только в части аварийно-спасательной деятельности аварийно-спасательной службы (формирования), налогоплательщику начислен НПАД в карточке лицевого счета в сумме 19494745 руб.

Основанием для отказа в возврате НПАД явилось отсутствие у общества раздельного учета льготируемых объектов налогообложения за 2001 - 2002 г.г.

Несогласие с указанным решением налогового органа послужило основанием для обращения общества с настоящим заявлением в суд.

Арбитражный суд кассационной инстанции исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах
и статусе спасателей“ аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ аварийно-спасательные формирования могут создаваться на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования, на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ установлено, что профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, создаются руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что в составе общества в установленном законом порядке созданы как штатные (профессиональные) так и нештатные аварийно-спасательные формирования.

Статья 90 Воздушного кодекса Российской Федерации возлагает обязанность проводить аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома силами собственника аэродрома или аэропорта.

Согласно приказу Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361 на авиационные предприятия возложена обязанность иметь пожарные службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, утверждено Положение о ведомственной пожарной охране службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России.

Исходя из пунктов 1, 4, 5 Положения о службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
10.02.1997 N 154, служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основными задачами которой являются, в частности, организация поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, организация противопожарного обеспечения полетов и объектов аэропортов (аэродромов), проведение поисковых и аварийно-спасательных работ. Указанные задачи выполняются штатными и нештатными подразделениями гражданской авиации, включая службы поиска и спасания предприятий.

Таким образом, создание аварийно-спасательных формирований, являющихся силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, является не правом, а обязанностью авиационных предприятий, в связи с чем государство установило систему налоговых и иных льгот при осуществлении указанной деятельности.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ объектом налогообложения НПАД является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг). От уплаты налога освобождаются профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования.

Следовательно, суд правомерно отметил, что общество имеет право на применение льготы по НПАД с учетом нахождения в своем составе штатных (профессиональных) аварийно-спасательных формирований.

Кроме того, согласно пункту статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, арбитражный суд всестороннее и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 25.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.04.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-4628/5298А-04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.