Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.09.2005 N Ф04-6180/2005(15018-А75-26) Дело по иску об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог направлено на новое рассмотрение, при котором арбитражному суду необходимо исследовать представленные сторонами договоры и иные доказательства по делу в их совокупности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 26 сентября 2005 года Дело N Ф04-6180/2005(15018-А75-26)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Черногортранс“ на решение от 09.03.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 03.06.2005 по делу N А75-2056/05 по заявлению закрытого акционерного общества “Черногортранс“ к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу, г. Нижневартовск, об обязании ее возвратить излишне уплаченный налог в сумме 541210 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Черногортранс“ обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России
N 6 по ХМАО, г. Нижневартовск, об обязании ее возвратить излишне уплаченный налог в сумме 541210 руб.

Требования мотивированы тем, что действия ответчика по начислению пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, подлежащей зачислению в территориальный дорожный фонд, и действия по самостоятельному проведению зачета суммы излишне уплаченного налога на прибыль в счет погашения задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог являются неправомерными, противоречащими налоговому законодательству.

Решением от 09.03.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа ЗАО “Черногортранс“ в удовлетворении требований о возврате 541210 руб., излишне уплаченного налога, отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2005 состоявшееся по делу решение признано законным и оставлено без изменения.

Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что налог на пользователей автомобильных дорог является единым федеральным налогом, срок его уплаты в дорожные фонды был установлен федеральным законодательством, поэтому начисление пени за его несвоевременную уплату являлось правомерным.

В кассационной жалобе закрытое акционерное общество “Черногортранс“ просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: текст документа соответствует оригиналу.

По мнению заявителя, пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, подлежащей зачислению в Федеральный дорожный фонд, в 2001 - 2001 годах не могли начисляться, так как действие единственного нормативного акта, устанавливающего срок уплаты данного налога, было приостановлено. Законом Ханты-Мансийского автономного округа N 15-ОЗ от 22.02.2000 срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не был установлен. Общество в этой связи считает, что пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, подлежащей зачислению
в территориальный дорожный фонд, вообще не могли начисляться, так Ф.И.О. субъекта Российской Федерации срок уплаты не был установлен.

Кроме того, общество указывает, что буквальное толкование положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что налоговое законодательство четко разграничивает понятия о возврате и зачете сумм излишне уплаченного налога, но не их тождественность. Незаконность действий по проведению зачета сумм излишне уплаченного налога в счет имеющейся задолженности по пеням по пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии только заявления о зачете подтверждается сложившейся судебной практикой.

Исходя из положений статей 21, 22, 32 Налогового кодекса Российской Федерации, общество указывает, что излишне уплаченная сумма налога является собственностью налогоплательщика. Ему предоставлено право распоряжения данными денежными средствами - требовать возврата либо проведения зачета. Налоговый орган не имеет права самостоятельно зачесть сумму излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по пеням и штрафам.

В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить судебные акты по делу без изменения, поскольку судом правильно применены нормы материального и процессуального права. Начисление пени осуществлялось в соответствии с действующим в тот период налоговым законодательством. В статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность налогового органа производить зачет переплаты в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам или пени по тому же бюджету. Действия инспекции по зачету осуществлены в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве, суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального
и процессуального права, пришел к выводу об отмене судебных актов по делу.

Материалами дела установлено, что по итогам 2003 года у общества образовалась переплата по налогу на прибыль в сумме 1480799 руб.

23.04.2004 ЗАО “Черногортранс“ обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы.

Налоговым органом произведен частичный возврат налога в сумме 569389 руб., в возврате оставшейся суммы - 541210 руб. - отказано по той причине, что эта сумма была зачтена налоговой инспекцией самостоятельно в счет погашения недоимок по налогам и пеням, о чем налогоплательщик был уведомлен. В связи с наличием у налогоплательщика задолженности по пеням, налоговая инспекция отказала в возврате излишне уплаченного налога на прибыль.

Считая отказ в возврате заявленной суммы необоснованным, общество обратилось в суд с иском об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог в сумме 541210 руб.

Кассационная инстанция считает, что вывод суда по существу спора сделан на основании неправильного применения норм материального права, что повлекло вынесение незаконных судебных актов по делу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками.

С 01.01.2001 вступил в силу Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“. Статей 4 названного Закона внесены изменения в пункт 2 статьи 5 Закона о дорожных фондах, согласно которым сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в
дорожные фонды.

Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации предусмотрен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации.

Согласно этому Порядку, налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

В соответствии с Законами Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 приостановлено на 2001, 2002, 2003, 2004 годы.

Статьей 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ от 18.10.1991 N 1759-1 предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа N 15-ОЗ от 22.02.2000 “О порядке формирования и использования средств территориального дорожного фонда Ханты-Мансийского автономного округа“ срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не был установлен.

Поскольку сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд не установлены в предусмотренном законодательством порядке, начисление налоговым органом пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд, является незаконным.

Кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций оценка этим обстоятельствам и нормам права в совокупности не дана.

Ссылку налогового органа на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, регулирующее вопросы формирования средств федерального дорожного фонда и предусматривающее сроки для перечисления налогов на счет
данного фонда, кассационная инстанция считает несостоятельной.

Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора, пеней.

В пункте 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом, ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

Согласно пункту 4 названной статьи Кодекса, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

В определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно, когда имеющаяся переплата по налогу (сбору) направляется на погашение недоимки по другому налогу, уплачиваемому в тот же бюджет.

Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов, пеней осуществляются налоговым органом по заявлению налогоплательщика.

Кассационная инстанция считает неправомерным и не соответствующим нормам действующего законодательства вывод суда о том, что налогоплательщиком заявлены требования о возврате из бюджета излишне уплаченного налога, а не о правомерности действий налоговой инспекции по проведению самостоятельного зачета по пеням, поэтому заявление не подлежит удовлетворению.

Судами первой и апелляционной инстанции, в нарушение требований, изложенных в статьях 71, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не
принято мер к исследованию представленных сторонами доводов и доказательств по существу спора в их совокупности. Это повлекло вынесение по делу незаконных судебных актов, которые подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду надлежит исследовать доводы, изложенные в настоящем постановлении, и в зависимости от этого - принять решение по существу спора.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 09.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 03.06.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2056/05 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.