Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.09.2005 N Ф04-5578/2005(14350-А27-11) Арбитражный суд правильно установил обязанное лицо, Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ, и источник возмещения убытков истца, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2005 года Дело N Ф04-5578/2005(14350-А27-11)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Кемеровской области на решение от 16.03.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 01.06.2005 по делу N А27-22791/2004-3 по иску общества с ограниченной ответственностью “СБЫТЭНЕРГО“ к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области, Министерству финансов Российской Федерации, Главному финансовому Управлению администрации Кемеровской области, Департаменту социальной защиты населения Администрации Кемеровской области, муниципальному учреждению “Комитет социальной защиты населения г. Прокопьевска“, Финансовому Управлению г. Прокопьевска о взыскании 200043,47 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “СБЫТЭНЕРГО“ (далее
- ООО “СБЫТЭНЕРГО“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Главному финансовому Управлению администрации Кемеровской области, Департаменту социальной защиты населения Администрации Кемеровской области, муниципальному учреждению “Комитет социальной защиты населения г. Прокопьевска“, Финансовому Управлению г. Прокопьевска о взыскании 200043,47 руб., убытков, возникших в связи с предоставлением льгот гражданам при реализации Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентов“ за период времени с 01.08.2002 по 31.08.2004.

Решением суда первой инстанции от 16.03.2005 исковые требования удовлетворены. Суд свое решение мотивировал тем, что истцом правомерно заявлены требования о возмещении расходов, понесенных при исполнении Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентов“, за счет казны Российской Федерации, интересы которой представляет Министерство финансов Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.06.2005 решение суда первой инстанции от 16.03.2005 оставлено без изменения.

Не согласившись с выводами Арбитражного суда Кемеровской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кемеровской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 16.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 01.06.2005 и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации.

В кассационной жалобе заявитель считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, а именно: неправильно применены статьи 15, 16, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы Федерального закона Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2004 год“, Федерального закона Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2005 год“, статьи 158, 233, 257,
258, 260 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации “О бюджетной классификации“. Полагает, что Министерством финансов Российской Федерации соблюдены нормы и положения действующего законодательства, исполнение решения приведет к фактическому пересмотру бюджета и нанесению вреда.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа находит обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО “СБЫТЭНЕРГО“ (энергоснабжающая организация) в соответствии со статьями 4, 8, 11 Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентов“ оказывало в 2002 - 2004 годах коммунальные услуги гражданам, награжденным знаком “Почетный донор России“, имеющим право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг, предоставляя им предусмотренную законом льготу.

За период времени с 01.08.2002 по 31.08.2004 сумма ущерба от предоставления льгот составила 200043,47 руб. Расходы истца не возмещены, что явилось поводом для подачи настоящего иска.

Удовлетворяя иск о взыскании убытков, причиненных истцу, суд руководствовался статьями 16, 126, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 8, 11 Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентов“.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих
органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

В связи с отсутствием порядка реализации права на предоставление льгот по оплате электроэнергии, учитывая, что законодательством Кемеровской области о бюджете на 2002 - 2004 годы не было предусмотрено финансирование льгот по оплате электроэнергии и, исходя из компетенции Министерства финансов Российской Федерации, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации 06.03.1998 N 273 “Об утверждении Положения о Министерстве финансов РФ“, суд пришел к выводу о том, что обязанность по возмещению расходов коммерческих структур в связи с предоставлением льгот должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Выводы суда судебная коллегия считает правомерными.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “от 09.04.2003“ имеется в виду “от 09.04.2002“.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 68-О в связи с неисполнением законодателем своих обязательств по регулированию вопроса, за счет каких средств обеспечивается предоставление льгот донорам, впредь, до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений Федеральным законом, возмещение предоставленных льгот должно производиться за счет федерального бюджета.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Кемеровской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенным истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

Таким образом, обжалуемые решение суда первой инстанции от 16.03.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 01.06.2005 являются законными и обоснованными, принятыми в соответствии с нормами материального
и нормами процессуального права, и подлежат оставлению без изменения.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 01.06.2005 по делу N А27-22791/2004-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.