Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.09.2005 N Ф04-5764/2005(14522-А75-18) В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным для перечисления в тот же бюджет, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 5 сентября 2005 года Дело N Ф04-5764/2005(14522-А75-18)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Сургутнефтегазбанк“ на решение от 17.03.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 20.05.2005 по делу N А75-2455/2005 по заявлению закрытого акционерного общества “Сургутнефтегазбанк“ к инспекции Министерства по налогам и сборам России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействительным решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Сургутнефтегазбанк“ (далее - ЗАО “Сургутнефтегазбанк“) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к инспекции Министерства по налогам и
сборам России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (в настоящее время - инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, далее по тексту - Инспекция) о признании недействительным решения N 20500/14 от 15.10.2004 и обязании налоговую инспекцию вернуть излишне уплаченную пеню по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 31638,63 руб.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 20.05.2005, заявление ЗАО “Сургутнефтегазбанк“ в части требования обязать налоговый орган вернуть излишне уплаченную пеню по НДС в размере 31638,63 руб. оставлено без рассмотрения. ЗАО “Сургутнефтегазбанк“ в удовлетворении заявленного требования о признании ненормативного акта Инспекции N 20500/14 от 15.10.2004 “О списании пени“ отказано.

В кассационной жалобе ЗАО “Сургутнефтегазбанк“, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные судебные акты отменить и принять новое решение - об удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе. В судебном заседании представитель ЗАО “Сургутнефтегазбанк“ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция с требованиями кассационной жалобы не согласна, считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные представителем ЗАО “Сургутнефтегазбанк“ в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов
дела, ЗАО “Сургутнефтегазбанк“ в 2002 году на основании декларации по НДС перечислило в бюджет НДС в сумме 1100826,22 руб., указав при этом в платежных поручениях - КБК 1020600 (налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте) вместо - КБК 1020102 (НДС). В результате чего денежные средства были зачислены отделением федерального казначейства по г. Сургуту и Сургутскому району Управления федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по коду бюджетной классификации 1020600, а по НДС образовалась недоимка. 20.02.2002 налогоплательщиком было направлено письмо N 1603-02/4 в налоговый орган с просьбой о зачислении суммы НДС с кода бюджетной классификации 1020600 на код бюджетной классификации 1020102, что было удовлетворено Инспекцией 06.03.2002.

Вместе с тем, налоговым органом за период с 22.01.2002 по 06.03.2002 начислены пени по НДС в сумме 31638,63 руб., которая по требованию N 3025 от 05.08.2002 была уплачена в бюджет ЗАО “Сургутнефтегазбанк“ платежным поручением N 2294 от 22.08.2002. В ответ на просьбу ЗАО “Сургутнефтегазбанк“ о произведении перерасчета пеней по НДС (письмо N 02-5/10252 от 29.09.2004), налоговый орган вынес решение N 20500/14 от 15.10.2004 об отказе в удовлетворении требования налогоплательщика о перерасчете пеней по НДС в сумме 31638,63 руб. за период с 22.01.2002 по 06.03.2002, ввиду отсутствия на то законных оснований.

Не согласившись с отказом Инспекции в перерасчете пеней по НДС, ЗАО “Сургутнефтегазбанк“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения недействительным и обязать налоговую инспекцию вернуть излишне уплаченную пеню по НДС.

Оставляя без рассмотрения заявление ЗАО “Сургутнефтегазбанк“ в части требования обязать налоговый орган вернуть излишне уплаченную пеню по НДС
в размере 31638,63 руб. и отказывая в удовлетворении заявленного требования о признании ненормативного акта Инспекции N 20500/14 от 15.10.2004 “О списании пени“, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций правильно применил нормы права.

Кассационная инстанция не принимает доводы ЗАО “Сургутнефтегазбанк“.

Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) устанавливает порядок зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней:

сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности) (пункт 7);

возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом (пункт 9).

Арбитражный суд, оставляя без рассмотрения требование о возврате излишне уплаченной пени, правильно применил норму материального права, поскольку налогоплательщик не подавал заявление о возврате пени, а обращался с заявлением о списании и перерасчете пени, что не предусмотрено налоговым законодательством.

Обращаясь в налоговый орган с заявлением о перерасчете и списании пени, налогоплательщик фактически выражал несогласие с начислением пени и, следовательно, мог обжаловать в судебном порядке действия налогового органа по начислению пени, если он с таким начислением не согласен.

Довод ЗАО “СНГБ“ о соблюдении обществом досудебного порядка разрешения спора не основан на материалах дела.

Отказывая в признании недействительным решения Инспекции от 15.10.2004 N 20500/14, арбитражный суд правильно применил нормы права. Кассационная инстанция также не принимает доводы ЗАО
“СНГБ“.

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Определением от 21.02.2005 арбитражный суд предложил сторонам произвести сверку расчетов по пеням. Суду был представлен акт сверки, подписанный сторонами без замечаний и разногласий, из которого следует, что переплаты пени по НДС на момент обращения в арбитражный суд у ЗАО “СНГБ“ нет.

Довод ЗАО “СНГБ“ о том, что в акте N 138 от 09.12.2004 не указан период, за который проведена сверка, кассационной инстанцией не принимается.

В акте сверки было указано “при наличии расхождений между данными налогового органа и данными бухгалтерского учета необходимо провести сверку расчетов с бюджетом для выявления причин расхождений“, однако акт подписан представителем общества без замечаний и возражений.

При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Кассационная инстанция соглашается с выводом суда по государственной пошлине. Возврат излишне уплаченной государственной пошлины производится в соответствии со ст. 333-40 НК РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17.03.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 20.05.2005 по делу N А75-2455/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.