Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.08.2005 N Ф04-4354/2005(12896-А27-35) Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за непредставление декларации по сбору на нужды образовательных учреждений за квартал, полугодие, девять месяцев и год, поскольку законом субъекта РФ предусмотрена обязанность ежеквартально представлять декларацию по указанному сбору.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 августа 2005 года Дело N Ф04-4354/2005(12896-А27-35)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка на решение от 03.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-30175/04-2 по заявлению инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Куйбышевскому району г. Новокузнецка к обществу с ограниченной ответственностью “Защита Транс Сервис“ о взыскании налоговой санкции,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Куйбышевскому району г.
Новокузнецка обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Защита Транс Сервис“ (далее - общество) о взыскании налоговой санкции в размере 175,20 рубля за несвоевременное представление декларации по сбору на нужды образовательных учреждений за 6 месяцев 2003 г. на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ.

Решением от 03.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении требований отказано.

Арбитражный суд исходил из того, что штраф за несвоевременное представление расчетов по сбору на нужды образовательных учреждений за шесть месяцев 2003 года в сумме 100 рублей не может быть взыскан с налогоплательщика на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

Кассационная инстанция в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производит замену инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Куйбышевскому району г. Новокузнецка на ее правопреемника инспекцию Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка (далее - инспекция), в связи с реорганизацией заявителя.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит отменить решение суда и удовлетворить требования инспекции. Считает, что расчет по сбору на нужды образовательных учреждений за 6 месяцев отвечает определению налоговой декларации.

Отзыв на кассационную жалобу от общества к началу судебного заседания не поступил.

Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность решения арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает, что принятое по делу решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена камеральная
налоговая проверка налоговой декларации общества по сбору на нужды образовательных учреждений за шесть месяцев 2003 года, представленной в инспекцию 28.05.2004, по результатам которой было принято решение от 09.08.2004 N 12182 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 175,20 рубля. Основанием для принятия такого решения послужило несвоевременное представление обществом налоговой декларации по сбору на нужды образовательных учреждений за шесть месяцев 2003 года. В добровольном порядке штраф обществом не уплачен.

Арбитражный суд, отказав инспекции в удовлетворении заявленных требований о взыскании налоговых санкций в сумме 175,20 рубля за несвоевременное представление обществом налоговой декларации по сбору на нужды образовательных учреждений за шесть месяцев 2003 года, принял решение с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Из пункта 4 статьи 23 и статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с положениями статьи 52, пункта
1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот, налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Кемеровской области от 05.11.2002 N 80-ОЗ “Об отмене налога с продаж и введении сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц на территории Кемеровской области“ (с изменениями от 29.05.2003) уплата авансового платежа по сбору производится плательщиками ежемесячно, исходя из установленной ставки сбора и фактически начисленного фонда заработной платы организаций за истекший месяц до 15-го числа следующего месяца.

Статья 5 Закона Кемеровской области от 05.11.2002 N 80-ОЗ (с изменениями от 29.05.2003) устанавливает, что налоговым периодом по сбору на нужды образовательных учреждений признается календарный год, а отчетными периодами по сбору признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В силу пункта 1 статьи 7 Закона Кемеровской области от 05.11.2002 N 80-ОЗ (с изменениями от 29.05.2003) плательщики сбора по истечении отчетного (налогового) периода представляют в налоговые органы по месту налогового учета налоговую декларацию по сбору на нужды образовательных учреждений по форме согласно приложению к настоящему Закону в срок, установленный законодательством для представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности.

Сроки представления бухгалтерской отчетности устанавливаются статьей 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ и составляют для представления квартальной отчетности - в течение 30 дней по окончании квартала, а для представления годовой отчетности - в течение 90 дней по окончании года.

Следовательно, к налоговой ответственности за нарушение срока представления налоговой декларации
по сбору на нужды образовательных учреждений можно привлечь в случае нарушения налогоплательщиком сроков представления налоговой декларации по сбору за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.

Из материалов дела усматривается, что в нарушение части 1 статьи 168 и части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размер налоговой санкции не был предметом исследования в арбитражном суде первой инстанции.

Учитывая, что допущенные нарушения норм материального и процессуального права могли привести к принятию неправильного решения по делу и не могут быть устранены кассационной инстанцией, судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо разрешить спор по существу в соответствии с нормами действующего законодательства, с учетом указанных замечаний, а также распределить расходы по государственной пошлине, в том числе по кассационной жалобе.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1, пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 03.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-30175/04-2 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.