Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.07.2005 N Ф04-4622/2005(13173-А70-14) При привлечении страхователя к ответственности за несвоевременное представление расчета по взносам на обязательное пенсионное страхование применяется ответственность, установленная пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 20 июля 2005 года Дело N Ф04-4622/2005(13173-А70-14)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 4 на решение от 22.02.2005 Арбитражного суда Тюменской области и постановление апелляционной инстанции от 21.04.2005 по делу N А70-713/8-05 по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 4 к обществу с ограниченной ответственностью “Ямал и К“ о взыскании санкций,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 4 (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области
с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Ямал и К“ (далее - общество) о взыскании санкций в размере 50 руб. за несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Решением от 22.02.2005 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2005 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 4 просит отменить судебные акты, принятые с нарушением норм материального права, и принять новый судебный акт - о взыскании штрафа.

Отзыв на жалобу не представлен.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки представленного обществом с ограниченной ответственностью “Ямал и К“ расчета по авансовым платежам на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев 2004 года налоговым органом вынесено решение от 31.08.2004 N 08-10/2-315/16136 о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 50 руб. согласно пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

В адрес общества направлено требование от 31.08.2004 N 3657 об уплате налоговой санкции, которое осталось неисполненным.

Арбитражный суд обеих инстанций, отказывая в удовлетворении требования о взыскании штрафа, исходил из того, что общество не является субъектом правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, так как данная статья предусматривает ответственность налогоплательщика, а Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ предусматривает права и обязанности страхователей и страховщиков.

Указанные выводы суда являются ошибочными.

В соответствии со статьей
2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Согласно пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик (налоговый агент) может быть привлечен к ответственности за правонарушение, объективная сторона которого включает в себя непредставление налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган документов или иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах.

Ввиду того, что при исчислении некоторых налогов учитываются начисленные (уплаченные) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, для целей контроля за уплатой налогов и страховых взносов налоговому органу необходима информация о начисленных (уплаченных) страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, как следует из статьи 24 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, декларирование данных, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляется путем представления расчетов по итогам отчетных периодов и деклараций по итогам года.

Согласно пункту 9 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ), действовавшему в период возникновения рассматриваемых спорных взаимоотношений, правила, предусмотренные главой 13 Кодекса, распространялись также на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Таким образом, при привлечении страхователя к ответственности за несвоевременное представление расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязанность и сроки представления которого установлены подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской
Федерации и пунктом 2 статьи 24 Закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, применяется ответственность, установленная пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем судом не учтено, что в материалах дела имеется ходатайство общества (л.д. 28), а также заявление (л.д. 29), направленное в адрес налогового органа, о том, что расчет по авансовым платежам на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев 2004 года был отправлен по почте 20.07.2004, и данное обстоятельство подтверждено материалами дела (отметка в расчете о представлении его почтой и почтовая квитанция о его отправлении в налоговый орган, л.д. 6, 30).

При таких обстоятельствах у налогового органа не имелось правовых оснований для привлечения общества к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам на обязательное пенсионное страхование, а также для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций, которое с учетом изложенных выше обстоятельств подано с нарушением шестимесячною срока, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку ошибочный вывод суда о том, что общество не является субъектом правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, не повлек принятия неправильного решения, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22.02.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.04.2005 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-713/8-05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.