Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.06.2005 N Ф04-3560/2005(12009-А27-3) В случаях, когда Налоговым кодексом РФ не предусматривается составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, срок давности взыскания налоговых санкций должен исчисляться со дня обнаружения правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 9 июня 2005 года Дело N Ф04-3560/2005(12009-А27-3)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Кемеровской области на решение от 03.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17952/04,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 9 по Кемеровской области (далее - Инспекция МНС РФ) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Ижморского сельского потребительского общества (далее - Ижморское СПО) налоговых санкций в сумме 11086,84 руб.

Решением Арбитражного суда области от 03.11.2004, оставленным
без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 03.03.2005, налоговому органу отказано в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском им срока давности взыскания налоговых санкций.

В связи с реорганизацией налогового органа путем преобразования суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ произвел замену Инспекции МНС РФ ее правопреемником - Инспекцией Федеральной налоговой службы России N 9 по Кемеровской области (далее - Инспекция ФНС РФ).

В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 115 Налогового кодекса РФ, просит вынесенные судебные акты отменить и принять новое решение - о взыскании с Ижморского СПО 11086,84 руб. штрафа по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу Ижморским СПО не представлен.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 27.11.2003 Ижморское СПО представило в Инспекцию МНС РФ уточненные налоговые декларации по НДС за январь - июль 2003 года.

По результатам камеральной проверки перечисленных деклараций Инспекцией МНС РФ составлена докладная записка от 29.01.2005 и вынесено решение N 108/107 от 09.02.2004 о привлечении Ижморского СПО к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 11086,84 руб.

На основании указанного решения в адрес налогоплательщика направлено требование N 444 от 12.02.2005 об уплате налоговых санкций. Неисполнение Ижморским СПО данного требования в добровольном порядке в установленный в нем срок до 22.02.2005 послужило основанием для обращения налогового
органа в суд с заявлением о взыскании сумм штрафа в судебном порядке.

Отказывая Инспекции МНС РФ в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что налоговый орган пропустил шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании налоговых санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

В тексте документа, видимо, допущен пропуск: после слов “со дня обнаружения“ пропущено слово “правонарушения“.

В силу пункта 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 в тех случаях, когда Кодексом не предусматривается составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ срок должен исчисляться со дня обнаружения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения.

Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что факт совершения ответчиком налогового правонарушения - неполной уплаты НДС - стал известен налоговому органу в день принятия налоговой декларации, как правильно указала апелляционная инстанция, противоречит фактическим обстоятельствам дела.

По смыслу статей 87 и 88 Налогового кодекса РФ целью проведения налоговой проверки является проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, в том числе правильности исчисления и полноты уплаты налогов и сборов.

Как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, проверить правильность исчисления налога и установить факт уплаты или неуплаты налога в день представления налогоплательщиком уточненной декларации не представляется возможным. Для этого необходимо проведение камеральной налоговой
проверки.

В силу статьи 88 Налогового кодекса РФ камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Соблюдение налоговым органом указанного срока подтверждается материалами дела.

В связи с этим арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что днем обнаружения правонарушения и соответственно течение установленного статьей 115 Налогового кодекса РФ срока в данном случае начинается со дня проведения Инспекцией МНС РФ камеральной проверки.

Согласно докладной записке Инспекции МНС РФ камеральная проверка проведена от 29.01.2005. Следовательно, заявление о взыскании сумм налоговых санкций могло быть предъявлено в суд не позднее 29.07.2004.

Поскольку заявление о взыскании с Ижморского СПО 11086,84 руб. штрафа датировано 09.08.2004, а поступило в Арбитражный суд Кемеровской области 11.08.2004, вывод судебных инстанций о пропуске Инспекцией МНС РФ шестимесячного срока давности взыскания налоговых санкций является правильным.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 03.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17952/04 оставить без изменения, кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Кемеровской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.