Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.06.2005 N Ф04-2675/2005(10886-А75-23) Поскольку запрашиваемые налоговым органом документы не относятся к справкам по операциям и счетам организаций, а являются документами, содержащими банковскую тайну, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что у налогоплательщика отсутствовала обязанность представлять по запросу налогового органа копии расчетно-платежных документов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 8 июня 2005 года Дело N Ф04-2675/2005(10886-А75-23)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту на решение от 16.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.01.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-4748-А/04 по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту к открытому акционерному обществу “Аккобанк“ о взыскании налоговых санкций,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества
“Аккобанк“ (далее - ОАО “Аккобанк“) налоговых санкций в виде штрафа в сумме 5000 руб., примененного на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с реорганизацией Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту суд кассационной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производит замену ее правопреемником межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Сургуту (далее - инспекция).

Решением суда первой инстанции от 16.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.01.2005, в удовлетворении требований инспекции отказано.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение - о взыскании с ответчика налоговых санкций в сумме 5000 руб.

По мнению налогового органа, отказ в представлении запрашиваемых инспекцией документов, на основании которых были проведены кредитные записи, не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому ОАО “Аккобанк“ правомерно привлечено к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу, соглашаясь с выводами арбитражного суда, ОАО “Аккобанк“ просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ОАО “Аккобанк“ Марохотина Л.А. поддержала доводы отзыва на кассационную жалобу.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, инспекцией в адрес ОАО “Аккобанк“ направлены требования от 22.12.2003
N 18553/10-21, N 18553/10-16, N 18553/10-31, N 18554/10-25, N 18553/10-9, N 18553/10-15, N 18553/10-10 о представлении информации о движении денежных средств по счетам налогоплательщика.

Этими же требованиями ОАО “Аккобанк“ предложено в пятидневный срок со дня их получения представить налоговому органу копию лицевого счета, открытого банком налогоплательщику, копию документа, на основании которого банком совершена кредитная запись, подтверждающая зачисление денежных средств на счета проверяемых налогоплательщиков за период с 01.01.2003 по 30.09.2003.

Письмом ОАО “Аккобанк“ в инспекцию направлены выписки из лицевых счетов юридических лиц, указанных в требованиях.

Инспекцией повторно направлено ОАО “Аккобанк“ требование N 1739/10 от 27.10.2004, которым предложено представить копию документа, на основании которого банком совершена кредитная запись, подтверждающая зачисление денежных средств на счета проверяемых налогоплательщиков за период с 01.01.2003 по 30.09.2003.

ОАО “Аккобанк“ повторно представлены выписки из лицевых счетов юридических лиц, указанных в требовании.

Поскольку запрашиваемые документы не представлены в полном объеме, инспекцией составлен акт N 1/10 от 09.03.2004 о нарушении ОАО “Аккобанк“ пункта 1 статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения разногласий по акту налоговой проверки инспекцией составлен протокол от 12.04.2004, на основании которого принято решение N 1/10 от 19.04.2004 о привлечении ОАО “Аккобанк“ к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 5000 руб., примененного в соответствии с пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований налогового органа, обе судебные инстанции исходили из того, что согласно пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу
налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность банков за непредставление по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок.

На основании статьи 26 Закона Российской Федерации от 02.12.90 N 395-1 “О банках и банковской деятельности“ кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Поскольку запрашиваемые налоговым органом документы не относятся к справкам по операциям и счетам организаций, а являются документами, содержащими банковскую тайну, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что у ОАО “Аккобанк“ отсутствует обязанность представлять по запросу налогового органа копии расчетно-платежных документов, на основании которых банком совершена кредитная запись, подтверждающая
зачисление денежных средств на счета проверяемых налогоплательщиков.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.01.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-4748-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.