Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.05.2005 N Ф04-3124/2005(11500-А45-18) Поскольку в решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности отсутствуют ссылки на первичные документы, подтверждающие факты правонарушений, не конкретизированы выплаты, которые, по мнению указанного органа, подлежат включению в налоговую базу, арбитражный суд не может проверить правомерность включения выплат в налоговую базу, разграничить их виды по суммам и по основаниям.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 мая 2005 года Дело N Ф04-3124/2005(11500-А45-18)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Новосибирска на решение от 14.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.02.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-18080/04-СА40/890 по заявлению открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ к Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Новосибирска о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “Российские железные дороги“) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения N
247 от 30.06.2004 Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Новосибирска (правопреемник - Инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Новосибирска, далее по тексту - Инспекция) в части деятельности филиала - Строительно-монтажного треста N 12 - об уплате штрафов в сумме 289820 руб., налогов в общей сумме 4965200 руб., пени в размере 3372,420 руб. (с учетом уточнения исковых требований).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 15.02.2005, заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Инспекции от 30.06.2004 N 247 в части привлечения к налоговой ответственности в виде налоговых санкций в общей сумме 289830 руб., взыскания страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за 1999 год в общей сумме 1900 руб. и пени, начисленной на эти взносы в сумме 4000 руб., а также в части обязания заявителя внести необходимые исправления в бухгалтерский учет Строительно-монтажного треста 12 (п. 2 решения Инспекции). В остальной части заявления отказано.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит вынесенные судебные акты о признании недействительным решения от 30.06.2004 N 247 Инспекции в части привлечения к налоговой ответственности в виде налоговых санкций в общей сумме 289830 руб. и взыскания страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за 1999 год в общей сумме 1900 руб. и пени, начисленной на эти взносы в сумме 4000 руб., отменить и вынести новое решение - об отказе в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу ОАО “Российские железные дороги“ не представлен.

В судебном заседании представитель
ОАО “Российские железные дороги“ с требованиями кассационной жалобы не согласен, считает оспариваемые решение суда и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и приведенные представителем ОАО “Российские железные дороги“ в судебном заседании, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной налоговой проверки ОАО “Российские железные дороги“, в том числе в части деятельности филиала “Строительно-монтажного треста 12“ (до 05.05.2004 “Дорстройтрест“ ЗСЖД - юридическое лицо) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов за период с 01.01.99 по 31.12.2001, налоговым органом составлен акт N 247 от 24.05.2004. На основании указанного акта Инспекцией вынесено решение N 247 от 30.06.2004 о привлечении ОАО “Российские железные дороги“ в части деятельности филиала “Строительно-монтажного треста 12“ к налоговой ответственности в виде штрафа в общей сумме 289820 руб., доначислены налоги в сумме 4965200 руб., пени - 3372420 руб.

Не согласившись с решением налогового органа, ОАО “Российские железные дороги“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта в части.

Признавая решение налогового органа от 30.06.2004 N 247 недействительным в части деятельности филиала - “Строительно-монтажного треста N 12“ - об уплате штрафов, налогов и пени, арбитражный суд правильно применил нормы права.

Кассационная инстанция не принимает доводы Инспекции.

Исходя из положений статей 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации в акте налоговой
проверки и в решении должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, нормы законодательных актов, нарушенные налогоплательщиком.

Как правильно указал суд, поскольку в решении Инспекции N 247 от 30.06.2004 о привлечении ОАО “Российские железные дороги“ к налоговой ответственности отсутствуют ссылки на первичные документы, подтверждающие факт правонарушений, не конкретизированы по своему составу и суммам выплаты, которые, по мнению налогового органа, подлежат включению в налоговую базу для исчисления страховых взносов в Фонды обязательного медицинского страхования, то отсутствие указанных сведений не позволяет налогоплательщику и суду проверить правомерность включения тех или иных выплат в налоговую базу, разграничить виды выплат по суммам и по основаниям.

Ссылки Инспекции на то, что начисления в Фонды обязательного медицинского страхования произведены на основании тех же доначисленных сумм, что и начисления страховых взносов по филиалу СМП-709 в Пенсионный фонд России и Государственный фонд занятости населения России, правомерность которых налогоплательщиком не была оспорена, несостоятельны. Поскольку данное обстоятельство не является доказательством неправомерного занижения налоговой базы по страховым взносам в фонд обязательного медицинского страхования.

Доказательства правомерности доначисления ОАО “Российские железные дороги“ взносов и пени в фонды обязательного медицинского страхования в материалах дела отсутствуют, следовательно, решение налогового органа в указанной части недействительно.

Согласно статье 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Из материалов арбитражного дела усматривается, что ОАО “Российские железные дороги“ привлечено к налоговой ответственности за правонарушения,
совершенные в периоде 01.01.99 по 30.06.2001.

Следовательно, ОАО “Российские железные дороги“ решением Инспекции N 247 от 30.06.2004 неправомерно привлечено к налоговой ответственности по статьям 120, 122 Налогового кодекса РФ в связи с истечением трехлетнего срока давности.

Вместе с тем 05.05.2004 ГП “Дорстройтрест“ ЗСЖД было исключено из государственного реестра, то есть на момент вынесения налоговым органом решения N 247 от 30.06.2004 виновное юридическое лицо было преобразовано в единый хозяйственный субъект.

Ссылка Инспекции на пункт 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией не принимается, так как положения данной нормы распространяются на правопреемника по штрафам, наложенным на юридическое лицо за совершенные налоговые правонарушения до завершения его реорганизации. Решение Инспекции о наложении штрафа вынесено в отношении правопреемника, а не юридического лица, совершившего налоговое правонарушение после завершения реорганизации.

В соответствии со статьями 108, 109 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения.

ОАО “Российские железные дороги“, являющееся вновь образованным юридическим лицом, не может нести ответственность за правонарушения, совершенные другими юридическими лицами, так как при этом отсутствует его вина.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция поддерживает выводы суда о том, что оспариваемое решение N 247 от 30.06.2004 недействительно в части привлечения к налоговой ответственности в виде налоговых санкций в общей сумме 289830 руб., взыскания страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за 1999 год в общей сумме 1900 руб. и пени, начисленной на эти взносы в сумме 4000 руб., а также в части обязания заявителя внести необходимые исправления в бухгалтерский учет строительно-монтажного треста 12 (п. 2 решения Инспекции).

Таким образом,
арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 14.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.02.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-18080/04-СА40/890 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.