Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 N Ф04-2922/2005(11251-А03-23) Не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством, решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 12 мая 2005 года Дело N Ф04-2922/2005(11251-А03-23)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.12.2004 по делу N А03-12230/04 по заявлению открытого акционерного общества “Сибирьтелеком“ в лице регионального филиала “Алтайтелеком“ к межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края о признании недействительным ненормативного акта,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Сибирьтелеком“ в лице регионального филиала “Алтайтелеком“ (далее - ОАО “Сибирьтелеком“) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением
о признании недействительным решения N РА-021-10 от 01.09.2004 межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края, реорганизованной в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края (далее - Инспекция).

Инспекция обратилась со встречным заявлением о взыскании с ОАО “Сибирьтелеком“ штрафных санкций, примененных на основании указанного решения.

Решением суда первой инстанции от 22.12.2004 требования ОАО “Сибирьтелеком“ удовлетворены, решение Инспекции признано недействительным.

Требования Инспекции по встречному заявлению оставлены без удовлетворения.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт первой инстанции в обжалуемой части и принять решение об отказе в удовлетворении заявления ОАО “Сибирьтелеком“.

По мнению налогового органа, арбитражный суд сделал ошибочный вывод о том, что сервисные телефонные карты являются средством платежа и не могут относиться к имуществу предприятия.

Инспекция считает, что налогоплательщиком занижена налогооблагаемая база по налогу на имущество на стоимость сервисных телефонных карт, которые являются товаром, а средством платежа становятся только после продажи их потребителю.

Кроме того, суд первой инстанции неправомерно указал, что начисление пени не может производиться на суммы не удержанных налоговым агентом налогов.

ОАО “Сибирьтелеком“ в нарушение статей 24 и 226 Налогового кодекса Российской Федерации не исполнены обязанности налогового агента, поэтому начисление пени на суммы неудержанного налога на доходы физических лиц является обоснованным.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы Инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная
налоговая проверка соблюдения ОАО “Сибирьтелеком“ законодательства о налогах и сборах за период с 01.12.2002 по 31.07.2004.

По результатам проверки составлен акт N АП-021-10 от 10.08.2004 и принято решение N РА-021-10 от 01.09.2004 о привлечении ОАО “Сибирьтелеком“ к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафов в сумме 1324 руб. и в сумме 1644,2 руб. Этим же решением налогоплательщику начислены налог на доходы физических лиц в сумме 8221 руб. и 242,12 руб. пени, налог на имущество в сумме 6620 руб. и 483,34 руб. пени.

На основании указанного решения ОАО “Сибирьтелеком“ направлено требование N 36 от 06.09.2004 об уплате налоговых санкций, которое в добровольном порядке не исполнено.

Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что приказом N 295 от 31.10.2003 ОАО “Сибирьтелеком“ утвердило Положение о гарантиях при направлении работников в служебные командировки, которое распространяет свое действие на работников региональных филиалов и структурных подразделений.

Согласно платежному поручению N 1630 от 09.08.2004 ОАО “Сибирьтелеком“ погасило задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 3422 руб., сформированную за счет оплаты сотрудникам предприятия абонементов в группы здоровья и занятий в спортивных секциях.

Принимая решение об удовлетворении требований ОАО “Сибирьтелеком“, суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд
на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределами в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета, то есть определен минимальный размер командировочных расходов.

Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации должны устанавливаться размеры возмещения командировочных расходов для работников бюджетных организаций. Что касается работников коммерческих организаций, то законодательством делается отсылка к коллективному договору либо локальному нормативному акту организации. Последними и должны быть определены порядок и размеры (не ниже, чем в бюджетных организациях) возмещения командировочных расходов работников.

Нормы возмещения командировочных
расходов для работников бюджетных организаций с 01.01.2002 устанавливались Приказом Министерства финансов Российской Федерации “Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации“ от 06.07.2001 N 49н (с изменениями от 09.11.2001), изданным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации “О нормах возмещения командировочных расходов“ от 26.02.92 N 122. Указанные акты утратили силу с 01.01.2003 в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации “О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет федерального бюджета“ N 729 от 02.10.2002.

Указанные в данных актах нормы должны стать минимальным уровнем норм возмещения командировочных расходов для работников коммерческих организаций, основной размер которых должен устанавливаться юридическим лицом самостоятельно в коллективном договоре либо локальном нормативном акте. То есть под действие указанных выше нормативных актов подпадают только бюджетные организации.

Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.

Таким образом, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что локальным нормативным актом может быть приказ руководителя организации и соответствующее положение, утвержденное в установленном порядке, которыми могут устанавливаться предельные нормы возмещения работникам командировочных расходов.

Вместе с тем суд первой инстанции правомерно указал на то обстоятельство, что сервисные телефонные карты являются средством оплаты за услуги связи, поэтому не относятся к объекту налогообложения налогом на имущество.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.12.2004 по делу
N А03-12230/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.