Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2005 N Ф04-2691/2005(10944-А27-31) Отсутствие определенных нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих породах не лишает налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых, добываемых из вскрышных, вмещающих пород.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 5 мая 2005 года Дело N Ф04-2691/2005(10944-А27-31)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области на решение от 02.11.2004 (изготовлено в полном объеме 09.11.2004) и постановление апелляционной инстанции от 11.03.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5162/2004-6 по заявлению открытого акционерного общества “Угольная компания “Кузбассразрезуголь“ к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Угольная компания “Кузбассразрезуголь“ (далее -
ОАО УК “Кузбассразрезуголь“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения N 41 от 25.02.2004 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция МНС) о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.03.2005, заявленные требования ОАО УК “Кузбассразрезуголь“ удовлетворены. Признано недействительным решение N 41 от 25.02.2004 Инспекции МНС о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, как противоречащее Налоговому кодексу РФ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: абзац приведен в соответствии с оригиналом постановления.

В кассационной жалобе Инспекция ФНС, ссылаясь на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит вынесенные судебные акты отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований ОАО УК “Кузбассразрезуголь“ по основаниям, изложенным в кассационной жалобе. 14

В связи с проведенной реорганизацией и в соответствии с требованиями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции произвел замену заявителя - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция ФНС).

В отзыве на кассационную жалобу ОАО УК “Кузбассразрезуголь“ с требованиями кассационной жалобы не согласно, считает оспариваемые решения суда и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в
отзыве.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные представителями сторон в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за октябрь 2003 года, представленной ОАО УК “Кузбассразрезуголь“, Инспекцией МНС вынесено решение от 25.02.2004 N 41 о привлечении ОАО УК “Кузбассразрезуголь“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 575093 руб. и предложено уплатить налог в сумме 3471817 руб. и 131695,84 руб. пени.

Решение Инспекции МНС мотивировано тем, что налоговым органом выявлены расхождения между коэффициентами нормативов потерь, утвержденных МПР Российской Федерации, примененными налогоплательщиком. Для ОАО УК “Кузбассразрезуголь“ МПР РФ не утверждены нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или отходах перерабатывающих или горнодобывающих производств.

Полагая, что данное решение не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ОАО УК “Кузбассразрезуголь“, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным данного ненормативного акта.

Удовлетворяя требования ОАО УК “Кузбассразрезуголь“, указав при этом, что налогоплательщиком подтверждена обоснованность применения льготы, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций правильно применил нормы права.

Кассационная инстанция не принимает доводы МИФНС.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.

Постановлением Правительства Российской Федерации от
29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации. Обязательное согласование нормативов потерь с Госгортехнадзором Российской Федерации предусмотрено также распоряжением МПР Российской Федерации от 19.04.2002 N 224-р и Приказом МПР Российской Федерации от 29.11.2002 N 783. Более того, в пунктах 12 и 13 Регламента, утвержденного Приказом МПР Российской Федерации от 29.11.2002 N 783, указано, что после утверждения нормативов потерь они направляются на согласование в Госгортехнадзор Российской Федерации и только после согласования направляются в МНС Российской Федерации.

Таким образом, как правомерно указано арбитражным судом, налоговый орган необоснованно применил нормативы потерь при добыче полезных ископаемых на 2003 год, утвержденные МПР РФ протоколами от 19.05.2003 N 63-11/0149-пр и от 08.09.2003 N 61-11/0436-пр, но в нарушение нормативных актов не согласованные с Госгортехнадзором Российской Федерации.

Госгортехнадзор Российской Федерации письмом от 05.09.2003 N 09-9/470 рекомендовал налогоплательщику применять в 2003 году нормативы потерь, согласованные в установленном порядке с Кузнецким управлением Госгортехнадзора РФ в 2002 году.

Суд кассационной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда о том, что налогоплательщик обоснованно применил ставку 0 процентов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в пределах нормативов потерь, утвержденных МПР Российской Федерации и согласованных с Кузнецким управлением Госгортехнадзора Российской Федерации в 2002 году.

Довод подателя жалобы о необоснованном
применении налогоплательщиком ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, является несостоятельным.

Согласно указанной норме налогообложение полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, производится по налоговой ставке 0 процентов.

Арбитражный суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, обоснованно указал на то, что отсутствие определенных Министерством природных ресурсов Российской Федерации нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего или перерабатывающего производства не лишает налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых, добываемых из вскрышных, вмещающих пород.

В период спорных отношений законодательством не регламентирован порядок рассмотрения и определения указанных нормативов Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы, они аналогичны доводам апелляционной жалобы. Суд правильно и полно установил фактические обстоятельства дела, отношениям сторон дал надлежащую правовую оценку, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушений процессуального закона.

При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Таким образом, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы и расчеты, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 02.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 11.03.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5162/2004-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.