Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2005 N Ф04-1377/2005(9548-А70-9) В иске о взыскании суммы неосновательного обогащения с ответчика - объединенной администрации района - отказано правомерно, так как администрация района, у которой существовали обязательства по договору с истцом, ликвидирована и истец не доказал факт сбережения имущества за его счет ответчиком - объединенной администрацией.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 марта 2005 года Дело N Ф04-1377/2005(9548-А70-9)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью “Сургутгазпром“ на решение от 20.12.2004 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-9187/5-2004,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Сургутгазпром“ (далее - ООО “Сургутгазпром“) обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации объединенного муниципального образования Ярковский район (далее - Администрация ОМО) о взыскании 6537677,42 руб. неосновательного обогащения.

Заявленные требования обоснованы ссылкой на статьи 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что Администрация Ярковского района не выполнила обязательства по договору
поставки от 14.08.96 N 09Р-000/96; не осуществила взаимозачет в счет погашения подлежащих уплате предприятием “Сургутгазпром“ налогов в районный бюджет.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Администрация Тюменской области и объединенное муниципальное образование Ярковский район.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “от 27.12.2004“ имеется в виду “от 20.12.2004“.

Решением от 27.12.2004 арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований, придя к выводу об их необоснованности и недоказанности.

В апелляционной инстанции спор не рассматривался.

ООО “Сургутгазпром“ направило кассационную жалобу, в которой просило отменить решение, как принятое с нарушением норм материального права, и удовлетворить исковые требования.

Податель жалобы считает не соответствующим требованиям действующего законодательства вывод суда об отсутствии у ответчика неосновательного обогащения. По мнению подателя жалобы, спорные отношения возникли из публичных правоотношений, стороной в которых является орган местного самоуправления; полномочия в сфере финансовой, хозяйственной и иной экономической деятельности принадлежат администрации вновь образованного муниципального образования.

В судебном заседании представитель ООО “Сургутгазпром“ поддержал доводы жалобы.

Представитель Администрации ОМО в судебном заседании высказался против удовлетворения жалобы, указав на необоснованность доводов, просил решение суда оставить в силе.

Администрация Тюменской области в представленном отзыве отклонила доводы жалобы, ссылаясь на то, что обязательства по договору от 14.08.96 N 2 возникли у Администрации Ярковского района, которая в соответствии с постановлением губернатора области от 28.02.97 N 8 упразднена; истцом не представлены надлежащие доказательства в обоснование заявленных требований; исковые требования заявлены с пропуском срока исковой давности.

Представитель Администрации Тюменской области повторил возражения, изложенные в отзыве, просил в удовлетворении жалобы отказать.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и
обоснованность обжалуемого решения суда, суд кассационной инстанции считает, что не имеется для его отмены оснований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, требования о взыскании неосновательного обогащения мотивированы неисполнением Администрацией Ярковского района обязательств, принятых во исполнение договора поставки широкой фракции легких углеводородов от 14.08.96 N 2/09Р-000/96.

Неисполнение Администрацией Ярковского района обязательства по договору поставки от 14.08.96 N 2/09Р-000/96 выразилось в непроведении зачета по налогам и текущим налоговым платежам.

Постановлением Губернатора Тюменской области от 28.02.97 N 8 “Об образовании территориальных органов государственной власти Тюменской области“ местная Администрация Ярковского района была упразднена и в целях непосредственного осуществления взаимоотношений Администрации Тюменской области с муниципальными образованиями Тюменской области были образованы территориальные органы государственной власти Администрации Тюменской области (администрации районов).

Впоследствии постановлением Губернатора Тюменской области от 17.04.2002 N 135 территориальное структурное подразделение Администрации Тюменской области - Администрация Ярковского района - ликвидировано.

Законом Тюменской области N 18 от 11.01.2002 “Об образовании Объединенного муниципального образования Ярковский район и установлении его границ“ на территории Ярковского района было создано объединенное муниципальное образование Ярковский район.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Таким образом, в силу указанной нормы права обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает в случае, когда лицо приобрело или сберегло имущество за счет другого лица без установленных законом или сделкой оснований.

Между тем основанием для взыскания суммы 6537677,42 руб. согласно исковому заявлению является договор от 14.08.96 N 2/09Р-000/96.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации ООО “Сургутгазпром“ не доказало тот факт, что созданная Администрация ОМО сберегла за счет общества сумму 6537677,42 руб.

При изложенных обстоятельствах требования ООО “Сургутгазпром“ о взыскании неосновательного обогащения неправомерны и удовлетворению не подлежат.

Решение суда об отказе в иске является правильным.

Доводы жалобы неубедительны и по существу направлены на переоценку обстоятельств спора, на что у кассационной инстанции в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют полномочия.

Суд кассационной инстанции не имеет оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенных обстоятельств кассационная жалоба ООО “Сургутгазпром“ не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20.12.2004 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-9187/5-2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО “Сургутгазпром“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.