Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2005 N Ф04-1367/2005(9466-А27-36) В случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступления налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 марта 2005 года Дело N Ф04-1367/2005(9466-А27-36)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица - открытого акционерного общества (ОАО) “Шахта “Краснокаменская“ - на постановление апелляционной инстанции от 24.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9952/2004-1 по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Киселевску Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) “Транссибуголь“, фирме “Carbiko Trading Co“ с участием третьего лица - ОАО “Шахта “Краснокаменская“,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен о признании недействительным в соответствии со статьей 170 Гражданского кодекса Российской Федерации контракта от 28.10.2002
N ТСУ-С/12, заключенного между ООО “Транссибуголь“ и фирмой “Carbiko Trading Co“, и применении последствий его недействительности.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что контракт заключен с несуществующей организацией и с целью получения ОАО “Шахта Краснокаменская“ льготы по НДС без намерения создать соответствующие правовые последствия.

Определением 13.09.2004 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Прекращая производство по делу, суд исходил из отсутствия у налоговых органов полномочий на предъявление иска о признании сделок недействительными.

Постановлением апелляционной инстанции определение о прекращении производства по делу отменено и дело направлено на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.

Ссылаясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 08.06.2004 N 226-О, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона РФ “О налоговых органах в Российской Федерации“ налоговые органы вправе предъявлять в арбитражном суде иски о признании сделок недействительными.

В кассационной жалобе ОАО “Шахта Краснокаменская“ считает постановление апелляционной инстанции незаконным, просит его отменить и оставить в силе определение суда.

Заявитель считает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что налоговому органу предоставлено право на обращение с иском о признании сделки недействительной, неправомерен.

По мнению заявителя, Инспекция МНС РФ является ненадлежащим истцом по делу, поскольку действующим налоговым законодательством налоговые органы не наделены правом предъявления исков о признании сделок недействительными.

Положения статьи 7 Закона РФ “О налоговых органах в Российской Федерации“, предоставлявшие налоговым органам полномочия по предъявлению исков о признании сделок недействительными, не подлежат применению в рамках данных отношений, поскольку они урегулированы Налоговым кодексом Российской
Федерации.

Ссылка апелляционной инстанции на определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О, от 08.06.2004 N 226-О является несостоятельной, поскольку указанные определения разъясняли содержание Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, принятого 12.10.98, то есть до вступления в силу части первой Налогового кодекса, в рамках действовавшего на тот момент законодательства.

Отзыв на кассационную жалобу в установленном законом порядке не представлен.

В соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.

Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Отменяя определение о прекращении производства по делу, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по сделке.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками и заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Перечень видов исков, с которыми налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд, предусмотрен подпунктом 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Налоговый кодекс Российской Федерации не предоставляет налоговым органам полномочий заявлять в суд иски о признании сделок недействительными.

Вместе с тем пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации“ налоговые органы наделены правом предъявлять в суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего
полученного по таким сделкам.

При наличии таких норм в законодательных актах представляется, что необходимо исходить из следующего. Оспариваемые сделки могут затронуть публичные интересы. Закон о налоговых органах в части предоставления налоговым органам полномочий на предъявление исков о признании сделок недействительными не признан утратившим силу. В целях защиты государственных и публичных интересов государственные органы в лице инспекций по налогам и сборам, руководствуясь пунктом 11 статьи 7 Закона о налоговых органах, вправе обращаться в суд с требованиями о признании сделок недействительными.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.06.2004 N 226-О указал, что в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступления налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации“.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 24.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9952/2004-1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.