Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2005 N Ф04-1501/2005(8513-А27-13) В случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступления налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 марта 2005 года Дело N Ф04-1501/2005(8513-А27-13)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества (ОАО) “Шахта “Краснокаменская“ на постановление апелляционной инстанции от 24.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9955/2004-1 по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Киселевску Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью “Транссибуголь“, г. Киселевск, фирме “Carbiko Traidng Co“, Великобритания, третье лицо - ОАО “Шахта “Краснокаменская“, г. Киселевск,

УСТАНОВИЛ:

ИМНС РФ по г. Киселевску Кемеровской области обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Транссибуголь“ и
фирме “Carbiko Traidng Co“ о признании недействительным контракта N ТСУ-С/08 от 26.07.2002, заключенного между ними, и применении последствий недействительности указанной сделки.

Определением суда от 13.09.2004 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Прекращая производство по делу, суд исходил из отсутствия у налоговых органов полномочий на предъявление исков о признании сделок недействительными.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2004 указанное определение отменено. Дело направлено в суд первой инстанции этого же суда для рассмотрения по существу.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду определение Конституционного Суда РФ от 08.06.2004 N 226-О.

Принимая решение, суд со ссылкой на позицию Конституционного Суда Российской Федерации от 08.06.2004 N 226-О указал, что налоговые органы имеют право обращаться в суд с требованиями о признании сделок недействительными.

ОАО “Шахта “Краснокаменская“ не согласно с постановлением суда апелляционной инстанции.

Считает, что налоговые органы не вправе предъявлять в арбитражные суды иски о признании сделок недействительными исходя из положений пункта 11 статьи 7 Закона РФ “О налоговых органах в Российской Федерации“, подпункта 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущен пропуск: имеется в виду “заявитель жалобы постановление суда просит отменить“.

На основании изложенного заявитель жалобы постановление суда отменить и оставить в силе определение суда первой инстанции.

Истец в отзыве на кассационную жалобу судебный акт находит законным и обоснованным.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы
местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками и заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Перечень видов исков, с которыми налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд, предусмотрен подпунктом 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Налоговый кодекс не предоставляет налоговым органам полномочий заявлять в суд иски о признании сделок недействительными.

В месте с этим пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации“ налоговые органы наделены правом предъявлять в суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

При наличии таких норм в законодательных актах представляется, что необходимо исходить из следующего. Оспариваемые сделки могут затронуть публичные интересы. Закон о налоговых органах в части предоставления налоговым органам полномочий на предъявление исков о признании сделок недействительными не признан утратившим силу. В целях защиты государственных и публичных интересов государственные органы в лице инспекций по налогам и сборам, руководствуясь пунктом 11 статьи 7 Закона о налоговых органах, вправе обращаться в суд с требованиями о признании сделок недействительными.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.06.2004 N 226-О указал, что в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступления налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено пунктом 11 статьи 7 Закона о налоговых органах.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для
удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ упоминается дважды.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 24.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9955/2004-1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.