Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2005 N Ф04-1244/2005(9409-А27-3) Обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого акта налогового органа правомерно приняты в целях предотвращения неблагоприятных последствий для налогоплательщика с учетом предоставленного налоговому органу права производить бесспорное взыскание налогов и пеней.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 17 марта 2005 года Дело N Ф04-1244/2005(9409-А27-3)“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Киселевску Кемеровской области на определение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.11.2004 по делу N А27-28500/2004-2,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество “Объединенная компания “Кузбассразрезуголь“ (далее - ОАО “ОК “Кузбассразрезуголь“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Киселевску (далее - Инспекция МНС РФ) от 25.10.2004 N 365.
Одновременно “ОК “Кузбассразрезуголь“ заявило ходатайство о применении обеспечительных мер в порядке пункта 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ в виде приостановления действия оспариваемого требования.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 03.03.2005, ходатайство ОАО “ОК “Кузбассразрезуголь“ о принятии обеспечительных мер удовлетворено частично. Суд приостановил действие решения Инспекции МНС РФ от 25.10.2004 N 365.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ, ссылаясь на отсутствие оснований для применения обеспечительных мер, неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит определение от 18.11.2004 отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО “ОК “Кузбассразрезуголь“ не соглашается с доводами кассационной жалобы Инспекции МНС РФ, считая их несостоятельными, а принятие обеспечительных мер обоснованным. Просит вынесенный по делу судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве. В судебном заседании представитель налогоплательщика поддержал доводы, приведенные в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции ФНС РФ.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции МНС РФ от 25.10.2004 N 356 отказано в привлечении ОАО “ОК “Кузбассразрезуголь“ к налоговой ответственности в связи с отсутствием события налогового правонарушения. Вместе с тем данным решением налогоплательщику предложено уплатить сумму доначисленного транспортного налога в размере 132675 руб., а также начисленные пени за несвоевременную уплату налога в размере 5112,89 руб.
Полагая, что данное решение не соответствуют нормам действующего налогового законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО “ОК “Кузбассразрезуголь“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, одновременно заявив ходатайство о принятии обеспечительных мер в порядке части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Арбитражный суд Кемеровской области правомерно удовлетворил ходатайство ОАО “ОК “Кузбассразрезуголь“ о принятии обеспечительных мер.
В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). В части 2 названной статьи указано, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта либо причинить значительный ущерб заявителю.
Приведенный в статье 91 Арбитражного процессуального кодекса РФ перечень обеспечительных мер не является исчерпывающим, суд может принять иные обеспечительные меры. Согласно части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ обеспечительной мерой может быть приостановление действия оспариваемого акта, решения.
Решая вопрос о принятии обеспечительных мер, суд принимает во внимание то обоснование необходимости их применения, которое указано заявителем.
В обоснование заявленного ходатайства ОАО “ОК “Кузбассразрезуголь“ ссылалось на наличие у налогового органа права взыскивать налог и пени в бесспорном порядке, что повлечет затруднительность исполнения судебного акта в случае удовлетворения судом заявленных им требований, так как это потребует от него дополнительных материальных и временных затрат, связанных с возвратом из бюджета взысканных налоговым органом на основании оспариваемого решения в бесспорном порядке сумм.
Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность. Это предполагает не только возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Поскольку предметом заявленных требований является признание недействительными актов налогового органа, мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу, для налогоплательщика является предотвращение неблагоприятных последствий, связанных с возможностью совершения налоговым органом действий по бесспорному взысканию денежных средств на основании оспариваемого документа.
Следовательно, принятые обеспечительные меры направлены в том числе на уменьшение негативных последствий действия ненормативного правового акта налогового органа.
Удовлетворяя ходатайство ОАО “ОК “Кузбассразрезуголь“ о принятии обеспечительных мер, суд обоснованно исходил из возможности взыскания Инспекцией МНС РФ налогов и пеней на основании статей 46 - 48 Налогового кодекса РФ в бесспорном порядке, в т.ч. путем обращения взыскания на имущество заявителя, что может существенно затруднить восстановление его нарушенных прав в случае удовлетворения заявленных требований.
Потери бюджета в связи с принятием обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемых решений налогового органа невозможны, так как в случае неудовлетворения требований заявителя налог будет взыскиваться с учетом пеней, возросших за период неуплаты налога.
Установленная же статьей 79 Налогового кодекса РФ процедура возврата налогоплательщику из бюджета излишне взысканных сумм налоговых платежей сложна и продолжительна во времени. Кроме того, в данном случае выплата процентов на сумму излишне взысканного налога, начисление которых предусмотрено пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса РФ, производится за счет общих поступлений в бюджет и соответственно увеличивает расходную часть бюджета, что не может быть признано оправданным.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “представлено“ имеется в виду “не представлено“.
Доказательств, свидетельствующих об утрате возможности принудительного исполнения оспариваемого решения, Инспекцией МНС РФ в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.11.2004 по делу N А27-28500/2004-2 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Киселевску Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.