Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2005 N Ф04-1029/2005(9067-А45-27) Непредставление налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки документов в подтверждение налоговых вычетов по НДС не образует состава правонарушения в виде неполной уплаты указанного налога, т.к. непредставление документов по запросу налогового органа образует состав иного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 5 марта 2005 года Дело N Ф04-1029/2005(9067-А45-27)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Железнодорожному району г. Новосибирска на решение от 02.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 29.11.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10406/04-СА39/650 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Новосибирска к обществу с ограниченной ответственностью “Грааль“,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России (далее по тексту - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Грааль“ (далее по тексту - Общество)
штрафа в размере 107781,4 рубля за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением от 02.09.2004 в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.

В обосновании принятого по делу решения суд указал на то, что Инспекцией пропущен срок подачи искового заявления, предусмотренный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.11.2004 решение суда от 02.09.2004 отменено.

Отменяя судебный акт, апелляционная инстанция исходила из того, что арбитражным судом неправильно применен пункт 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации и срок для обращения в суд Инспекцией не пропущен.

Учитывая, что суд первой инстанции не рассмотрел вопрос о правомерности вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности налогоплательщика на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция рассмотрела дело по существу заявленных требований и отказала в их удовлетворении.

Апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и в силу статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом не представлено неопровержимых доказательств наличия в действиях налогоплательщика состава данного налогового правонарушения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, принять по делу новое решение: заявленные требования удовлетворить.

По мнению Инспекции при вынесении указанных актов судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Отзыв на кассационную жалобу Общество не представило.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не
находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка по представленной Обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2003 года, согласно которой к возмещению из бюджета подлежала сумма в размере 43520 рублей.

В ходе проверки в адрес Общества направлялось требование N ОФ-11-20/380 от 25.11.2003 о представлении в пятидневный срок документов, необходимых для подтверждения налогового вычета.

Не получив запрашиваемые документы, Инспекция сделала вывод о том, что Общество не подтвердило право на предоставление налогового вычета и в нарушение пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно, в результате неправильного исчисления уменьшило общую сумму налога на налоговые вычеты, не подтвержденные первичными документами, в сумме 582427 рублей.

На этом основании решением N ОФ-11-15/302 от 24.12.2003 Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в результате неправильного исчисления в виде штрафа в размере 107781,4 рубля.

Во исполнение принятого решения Обществу направлено требование N 222 от 24.12.2003 об уплате налоговой санкции, которое осталось неисполненным.

С заявлением о взыскании налоговой санкции Инспекция обратилась в арбитражный суд 21.06.2004.

Кассационная инстанция, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции от 29.11.2004 и признавая доводы жалобы необоснованными, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно статье 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ,
услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Согласно статье 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Данная норма Кодекса предоставляет налоговому органу право при производстве камеральной проверки истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Анализ вышеназванных правовых норм свидетельствует о том, что, указав в налоговой декларации суммы налоговых вычетов, налогоплательщик реализовал свое право на уменьшение общей суммы налога.

Проверив обоснованность и правильность исчисления налога, Инспекция может принять эти вычеты либо отказать в их возмещении.

С учетом изложенных обстоятельств дела и норм Налогового кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о том, что непредставление Обществом в ходе камеральной налоговой проверки документов не свидетельствует о совершении им налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции правильно указал, что ответственность за непредставление запрошенных Инспекцией документов образует состав налогового правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах кассационная
инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 02.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 29.11.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10406/04-СА39/650 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Железнодорожному району г. Новосибирска - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.