Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.03.2005 N Ф04-741/2005(8774-А45-26) Бездействие налогового органа, выразившееся в отказе провести зачет излишне уплаченных сумм пеней по налогу на пользователей автодорог, признано незаконным, так как, поскольку срок уплаты налога в территориальный дорожный фонд не установлен, налоговый орган неправомерно начислил на его суммы пени, также как неправомерно отказал в их возврате как излишне уплаченных.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 2 марта 2005 года Дело N Ф04-741/2005(8774-А45-26)“

(извлечение)

Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в открытом судебном заседании без участия сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Новосибирска на решение от 14.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.11.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-38/04-СА36/4 по заявлению открытого акционерного общества “Новосибирский оловянный комбинат“, г. Новосибирск, к Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Новосибирска о признании незаконным бездействия налогового органа,

УСТАНОВИЛА:

Открытое акционерное общество “Новосибирский оловянный комбинат“ (далее - ОАО “Новосибирский оловянный комбинат“), город Новосибирск, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Новосибирска (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа, выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченных сумм налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 2874829 руб. и пени по нему в сумме 535919 руб.

До принятия судом решения заявитель в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от своих требований в части признания незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе произвести зачет излишне уплаченных сумм налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 2874829 руб.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2004, признано незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в отказе произвести зачет излишне уплаченных пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 535919 руб. Суд обязал Инспекцию произвести зачет излишне уплаченных пеней по указанному налогу в счет текущих и предстоящих платежей по налогу на имущество предприятий и транспортному налогу.

В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.

Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что поскольку срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог законодательством Новосибирской области не установлен, то начисление пени за просрочку уплаты данного налога незаконно.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит вынесенные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт
- об отказе в удовлетворении заявленных ОАО “Новосибирский оловянный комбинат“ требований.

Податель кассационной жалобы, ссылаясь на статьи 17, 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приложение N 2 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2002 год“, отмечает, что доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог учтены в текущем финансовом году в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации, а также в федеральном бюджете.

Указывает, что согласно пункту 10 Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, который утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, налог на пользователей автомобильных дорог перечисляется ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, поэтому при начислении пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в названный фонд налоговый орган действовал правомерно.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Новосибирский оловянный комбинат“ просит оставить решение первой и постановление апелляционной инстанций без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Считает, что судебные инстанции правомерно указали на отсутствие законно установленного срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог. Следовательно, действия Инспекции по начислению пени незаконны и незаконно бездействие, выразившееся в отказе произвести зачет излишне уплаченных сумм пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим причинам.

Материалами дела установлено, что ОАО “Новосибирский оловянный комбинат“ перечислил в бюджет пени за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за период с сентября по декабрь 2002 года в сумме 535919
руб.

Полагая, что начисление указанной суммы пени налоговым органом произведено незаконно, так как срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен, 12.08.2003 общество обратилось в Инспекцию с письмом о зачете уплаченной суммы пеней в счет предстоящих платежей по налогу на имущество.

В письме от 02.09.2003 N ЛМ-04-15/11318 налоговый орган в зачете суммы пеней отказал, указав, что доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в текущем финансовом году отражены в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации и федеральном бюджете.

Считая незаконными действия Инспекции, выразившиеся в отказе произвести зачет уплаченных сумм пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в счет предстоящих платежей по налогу на имущество, ОАО “Новосибирский оловянный комбинат“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В соответствии с подпунктом “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации
“О дорожных фондах в Российской Федерации“ к федеральным налогам относятся налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог. Названные налоги зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, пунктом 10 которого установлено, что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Кассационная инстанция считает, что, удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из того, что с 01.01.2001 вступил в силу Федеральный закон N 118-ФЗ от 05.08.2000 “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“.

Статьей 4 названного Закона внесены изменения в пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“, согласно которым сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды.

Действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, устанавливающего сроки внесения в бюджет указанного налога, было приостановлено на 2001 и 2002 годы Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ и от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“.

Статьей 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ от 18.10.91 N
1759-1 предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда - законами субъектов Российской Федерации.

Суд, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, установил, что Законами Новосибирской области срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд субъекта Российской Федерации не установлен.

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что начисление пеней за период с сентября по декабрь 2002 года за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог неправомерно.

Учитывая, что выводы суда основаны на достоверно установленных фактических обстоятельствах дела и соответствуют действующим нормам материального права, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судом не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция

ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 14.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.11.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-38/04-СА36/4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.