Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2005 по делу N А14-6019/2005/26/8 В соответствии со ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2005 г. по делу N А14-6019/2005/26/8

(извлечение)

Резолютивная часть постановления изготовлена 15.12.2005 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2005 г.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области, г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14 июля 2005 года по делу N А14-6019/2005/26/8,

установил:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Юго-Восточная железная дорога“, г. Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства МФ РФ по Воронежской области, г.
Москва, Главному финансовому управлению Администрации Воронежской области, г. Воронеж, о взыскании 8 720 954 руб. 19 коп. убытков, понесенных в 2004 году в связи с предоставлением инвалидам льготного проезда на железнодорожном транспорте на основании Федерального закона РФ N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле было привлечено Главное управление труда и социального развития Администрации Воронежской области, г. Воронеж.

Определением от 06.06.2005 г. Арбитражного суда Воронежской области к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация Воронежской области.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования и просил взыскать 8 720 954 руб. 19 коп. убытков, вызванных предоставлением с мая по декабрь 2004 года инвалидам льготного проезда на железнодорожном транспорте по межобластным, межкраевым или межреспубликанским маршрутам с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.07.2005 г. с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Юго-Восточная железная дорога“ взыскано 8 720 954 руб. 19 коп. в счет возмещения убытков, вызванных предоставлением льгот по Закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Производство по делу в отношении Главного финансового управления Администрации Воронежской области и Администрации Воронежской области прекращено.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение,
ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В судебное заседание представители сторон и третьего лица не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы уведомлены надлежащим образом.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон и третьего лица.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, истец в соответствии с Федеральным законом РФ N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предоставлял инвалидам льготы в виде 50-процентной скидки при расчете за проезд на междугородных линиях железнодорожного транспорта.

Согласно договора N 62/32 от 29.03.2004 г. открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ приняло на себя обязательства по предоставлению в 2004 году инвалидам льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в дальнем сообщении в соответствии с Федеральным законом РФ N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, а Главное управление труда и социального развития Администрации Воронежской области обязалось производить возмещение понесенных на реализацию льгот расходов в пределах выделенных на указанные цели и полученных от Главного финансового управления средств.

В период с мая по декабрь 2004 года истец предоставлял инвалидам льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в дальнем сообщении, в результате чего его расходы составили 8 720 954 руб. 19 коп, которые ему не были возмещены.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Юго-Восточная железная дорога“ в арбитражный суд с настоящим иском

Принимая решение по делу, арбитражный суд первой
инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона РФ N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, ст. ст. 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о взыскании убытков с Министерства финансов РФ как финансового органа, представляющего казну Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции считает данный вывод арбитражного суда первой инстанции соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Как усматривается из материалов дела, сумма убытков, понесенных истцом, подтверждена и ответчиком не оспаривается.

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных Федеральным законом и интересы казны РФ представляет Министерство финансов Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно взыскал в пользу истца убытки с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя были
предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 14 июля 2005 года по делу N А14-6019/2005/26/8 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.