Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 06.12.2005 N А68-АП-433/10-04-586/10-04 Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 6 декабря 2005 г. Дело N А68-АП-433/10-04-586/10-04“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ОАО “Холдинговая компания “Доуль“ на Решение от 10.06.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 19.09.2005 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-433/10-04-586/10-04,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Холдинговая компания “Доуль“ (далее - Общество) обратилось с заявлением к Межрайонной ИМНС РФ N 9 по Тульской области (преобразована в Межрайонную ИФНС РФ N 3 по Тульской области, далее - Инспекция) о признании недействительным Решения от 30.07.2004 N 38.

Инспекция обратилась со встречным требованием о взыскании с Общества штрафных
санкций в сумме 11160 руб. 50 коп.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.06.2005 Решение налогового органа от 30.07.2004 N 38 признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2003 год в сумме 1406 руб. 50 коп., пени в сумме 271 руб. 14 коп. и привлечения Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 281 руб. 30 коп. В остальной части требования отказано.

Требование Инспекции удовлетворено в размере 9778 руб. 60 коп. В остальной части требования отказано.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 19.09.2005 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление суда, как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросу правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов и сборов, в том числе земельного налога за период 2002 - 2003 гг., результаты которой зафиксированы в акте проверки от 12.07.2004.

По результатам проверки налоговым органом принято Решение от 30.07.2004 N 38 о привлечении Общества к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 11160 руб. 50 коп., а также предложено уплатить не полностью уплаченный налог на землю в сумме 55802 руб. 50 коп. и пени в сумме 7098 руб. 36 коп.

Не согласившись с указанным решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд, считая, что, так как оно отказалось от излишних земельных участков, направив письма об отказе от 06.12.2002 N 185 и от
26.02.2003 N 29 в администрацию муниципального образования и Инспекцию, вправе не уплачивать за них налог на землю.

Отказывая в части требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю.

В порядке ст. 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю“ размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Согласно ст. 43 ЗК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст. 42 настоящего Кодекса.

В силу ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 53 ЗК РФ земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством, в частности п. 3 ст. 225 ГК РФ.

Согласно нормам указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйный земельный участок принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. И лишь по истечении года со дня постановки такого участка на учет орган, уполномоченный управлять недвижимым имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок.

Исходя из
положений указанных норм, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что подача заявления об отказе от земельного участка еще не влечет прекращения прав на него. Пока не будет решена судьба земельного участка, прежний землепользователь несет ответственность за его состояние и может при желании им пользоваться. При получении заявления об отказе от права на земельный участок соответствующий орган принимает решение, которое служит основанием для освобождения от прав и обязанностей по пользованию участком и государственной регистрации этого факта. Если такие действия не были произведены, то собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю.

В силу изложенного оснований для отмены судебных актов и удовлетворения требования заявителя жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 10.06.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 19.09.2005 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-433/10-04-586/10-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.