Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 29.11.2005 N А09-17938/04-22 Органы местного самоуправления обязаны направлять в территориальные органы Минимущества только копии решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование. Представление копии решения о передаче земельного участка в аренду в указанные органы не требуется.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 29 ноября 2005 г. Дело N А09-17938/04-22“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 23 ноября 2005 г.

(дата объявления резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.06.2005 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 22.08.2005 по делу N А09-17938/04-22,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Брянской области (в настоящее время - ТУ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Брянской области) (далее - Управление)
обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными п. п. 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8 Постановления Брянской городской администрации от 05.06.2003 N 1417, а также о признании незаконным действия по передаче в аренду земельного участка площадью 5503 кв. м, расположенного по ул. Дуки в Советском районе г. Брянска (уточненные требования).

Решением суда от 16.06.2005 в удовлетворении требований заявителя отказано в связи с пропуском Управлением трехмесячного срока, установленного законодательством для обжалования ненормативных правовых актов.

Постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2005 решение суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области просит судебные акты отменить, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Брянской области подлежат отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 05.08.2003 Брянской городской администрацией принято Постановление N 1417 “О предоставлении Всероссийскому заочному финансово-экономическому институту права аренды земельного участка для проектирования и строительства учебного корпуса Брянского филиала института по ул. Дуки в Советском районе“.

Посчитав, что данный ненормативный акт администрации не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области обратилось за защитой в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что заявитель должен был узнать об издании оспариваемого ненормативного акта еще в 2003 году, с момента согласования договоров аренды земельных участков N N 25992, 25993, 25994 от 25.08.2003, вместе с которыми была
направлена и копия Постановления администрации от 05.06.2003 N 1417, однако с настоящим заявлением Управление обратилось в суд лишь в ноябре 2004 года, т.е. спустя более трех месяцев, предусмотренных ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Кассационная инстанция не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.

Действительно, из представленных материалов дела видно, что после принятия администрацией Постановления от 05.08.2003 N 1417 между Брянской городской администрацией в лице Комитета по земельным ресурсам и ГУ ГО и ЧС, ВЗФЭИ и ГУП “Брянскоблжилкомхоз“ были заключены соответствующие договоры аренды земельных участков от 25.08.2003 N N 25992, 25993, 25994.

В соответствии с требованиями действующего законодательства указанные договоры аренды были согласованы с Комитетом по управлению государственным имуществом по Брянской области (КУГИ) и прошли государственную регистрацию.

Вместе с тем п. 6 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утв. Постановлением Правительства от 07.08.2002 N 576 (далее - Правила), определено, что уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют соответственно в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию.

Проекты договоров аренды земельных участков, которые предоставляются государственному унитарному предприятию или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности или находившиеся в государственной собственности до приватизации, а также земельных участков, арендная плата за которые поступает в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, подлежат обязательному согласованию уполномоченными на распоряжение земельными участками органами соответственно с Министерством имущественных
отношений Российской Федерации (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из данной нормы права следует, что органы местного самоуправления обязаны направлять в территориальные органы Минимущества только копии решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование.

Постановление же администрации от 05.08.2003 N 1417 является актом о предоставлении Всероссийскому заочному финансово-экономическому институту права аренды земельного участка для проектирования и строительства и не предоставляет данный участок в постоянное (бессрочное) пользование, в связи с чем для органа местного самоуправления вышеназванными Правилами не установлена обязанность при направлении проектов договоров аренды земельных участков для согласования представлять в территориальные органы Минимущества копии решений о предоставлении этих участков в аренду.

Доказательств направления администрацией в адрес Управления копии оспариваемого постановления в представленных материалах дела не имеется, в результате чего оснований полагать, что заявителю стало известно об издании оспариваемого ненормативного акта еще в 2003 году, у суда не имеется.

Как следует из представленных материалов дела, об оспариваемом постановлении Брянской городской администрации заявитель узнал только после проведенной в период с 22.09.2004 по 08.10.2004 проверки соблюдения земельного законодательства, вследствие чего Управление и обратилось в ноябре 2004 года с настоящим заявлением в арбитражный суд, т.е. в пределах срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Таким образом, вывод суда о пропуске заявителем трехмесячного срока, установленного законом для обжалования ненормативного правового акта, является неправомерным.

Учитывая указанные обстоятельства, кассационная инстанция считает, что решение первой и постановление апелляционной инстанций Арбитражного суда Брянской области подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для разрешения спора по существу заявленных требований.

Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь п. 3
ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16.06.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 22.08.2005 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-17938/04-22 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Брянской области в ином судебном составе.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.