Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 14.10.2005 по делу N А14-10595-04/67/20б Капитализированные платежи включают в себя не только ежемесячные страховые выплаты, но и оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 14 октября 2005 г. Дело N А14-10595-04/67/20б“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 10 октября 2005 г.

(дата объявления резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего ОГУП птицефабрика “Хохольская“, Воронежская область, на Определение Арбитражного суда Воронежской области от 16.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 27.07.2005 по делу N А14-10595-04/67/20б,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2004 ОГУП птицефабрика “Хохольская“ признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Ильинов А.В.

Межрайонная ИФНС РФ
N 8 по Воронежской области предъявила к должнику требование о включении в реестр требований кредиторов капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1750073 рубля 27 копеек.

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 16.05.2005 установлено требование Федеральной налоговой службы к ОГУП птицефабрика “Хохольская“ по капитализированным платежам для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1750073 рубля 27 копеек. Указанное требование включено в реестр требований кредиторов ОГУП птицефабрика “Хохольская“ в первую очередь.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Воронежской области от 27.07.2005 Определение суда от 16.05.2005 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе конкурсный управляющий ОГУП птицефабрика “Хохольская“ просит Определение Арбитражного суда Воронежской области от 16.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 27.07.2005 отменить в части установления требования Федеральной налоговой службы к ОГУП птицефабрика “Хохольская“ по капитализированным платежам гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда здоровью, в сумме 1750073 рубля 27 копеек и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального права.

Представитель МИФНС России N 8 по Воронежской области в судебное заседание не явился.

Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в порядке статьи 284 АПК РФ в отсутствие представителя МИФНС России N 8 по Воронежской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель конкурсного управляющего ОГУП птицефабрика “Хохольская“ поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ГУ ВРО ФСС просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, как
принятые законно и обоснованно.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что Определение Арбитражного суда Воронежской области от 16.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 27.07.2005 следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет.

Согласно пункту 3 статьи 135 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ при наличии согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Будучи специальным законом, Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)“ вместе с тем не определяет порядок расчета капитализированных платежей.

Сумма требования, заявленного МИФНС РФ N 8 по Воронежской области, подтверждается справкой ГУ ВРО ФСС РФ, которое при расчете указанной суммы правомерно руководствовалось действующими на момент признания должника банкротом и капитализации платежей законодательством и правовыми актами.

Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, определен Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

В соответствии со статьей
2 названного Закона законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основано на Конституции Российской Федерации и состоит из самого указанного Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ при ликвидации юридического лица - страхователя оно обязано внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Этот порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863, в соответствии с пунктом 4 которого конкурсный управляющий обязан рассчитать размер капитализированных платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 Фондом социального страхования РФ разработана и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству утверждена Методика расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей (далее - Методика).

Согласно разделу 2 Методики капитализированные платежи включают в себя не только ежемесячные страховые выплаты, но и оплату дополнительных расходов, связанных
с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Необходимость в дополнительных расходах подтверждена материалами дела.

Разрешая разногласия, возникшие между конкурсным управляющим и МИФНС РФ N 8 по Воронежской области, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерности произведенного ГУ ВРО ФСС расчета капитализированных платежей.

Доводы конкурсного управляющего о том, что расчет ГУ ВРО ФСС противоречит статье 135 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, не могут быть приняты во внимание, так как сам закон не определяет порядок расчета повременных капитализированных платежей.

Правомерно не приняты во внимание судом области и возражения конкурсного управляющего, ссылающегося на отсутствие доказательств передачи гражданами прав требования капитализированных платежей Российской Федерации в лице ФНС РФ, поскольку факт согласия конкретных физических лиц на получение причитающихся им сумм капитализированных повременных платежей от Российской Федерации в лице ФСС РФ подтвержден заявлениями этих граждан в филиал N 3 ГУ ВРО ФСС РФ о выплате им ежемесячных платежей. Настоящее требование заявлено от имени Российской Федерации ФНС России, являющейся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 “Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“ уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Таким образом, судебные инстанции правомерно удовлетворили требования МИФНС РФ N 8 по Воронежской области о включении в реестр кредиторов капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1750073 рубля 27 копеек в составе первой очереди капитализированных платежей. При этом нарушений
норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, не установлено.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения настоящей кассационной жалобы, а Определение Арбитражного суда Воронежской области от 16.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 27.07.2005 считает законными и обоснованными.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Воронежской области от 16.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 27.07.2005 по делу N А14-10595-04/67/20б оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.