Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 28.09.2005 N А54-1465/2005С2 Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 28 сентября 2005 г. Дело N А54-1465/2005С2“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Рязанской области на Решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.06.2005 по делу N А54-1465/2005С2,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Кораблинское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции МНС России N 7 по Рязанской области от 26.04.2004 N 102 в части уплаты пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 30428 руб. 70 коп., единого социального
налога в доле федерального бюджета (Пенсионный фонд) в сумме 221042 руб. 50 коп. и пени за несвоевременную уплату единого социального налога в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования) в общей сумме 68833 руб. 70 коп. (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 08.06.2005 заявленные требования удовлетворены частично. Требование налоговой инспекции от 26.04.2004 N 102 признано недействительным в части уплаты пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 30353 руб., единого социального налога, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 221042 руб. 50 коп. и пени за несвоевременную уплату единого социального налога в общей сумме 68833 руб. 70 коп. В удовлетворении заявления о признании недействительным требования инспекции в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 76 руб. предприятию отказано. В остальной части производство по делу прекращено.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 7 по Рязанской области (правопреемник Межрайонной инспекции МНС России N 7 по Рязанской области) просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС России N 7 по Рязанской области в адрес МУП “Кораблинское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства“ направлено требование от 26.04.2004 N 102 об уплате налогов и сборов в общей сумме 1200156 руб. 14 коп. и пени в общей сумме 99726 руб. 47 коп., в срок до 28.04.2004.

Полагая,
что требование налогового органа N 102 в части уплаты пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 30428 руб. 70 коп., единого социального налога - 221042 руб. 50 коп. и пени за несвоевременную уплату единого социального налога в общей сумме 68833 руб. 70 коп. не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, МУП “Кораблинское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Из материалов дела усматривается, что до принятия оспариваемого требования налогового органа предприятием платежными поручениями от 30.03.2004 N 64 и от 31.03.2004 N 192 были перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 221042 руб. 50 коп. Таким образом, при наличии добровольного перечисления страховых взносов размер единого социального налога за первый квартал 2004 г. подлежит уменьшению на указанный налоговый вычет.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров
через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2004 N 5 при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, взыскиваются с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 - 54 названного Кодекса.

В соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

Поскольку ежемесячные авансовые платежи по налогу исчисляются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога, то есть исчисляются не на основе реальной налоговой базы, а предполагаемой, то при начислении пени на суммы ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода будут нарушаться положения ст. 75 НК РФ и права налогоплательщика. При таких обстоятельствах у налогового органа не было оснований для начисления пени в общей сумме 68833 руб. 70 коп. по ежемесячным авансовым платежам по единому социальному налогу.

Суд обоснованно признал недействительным требование от 26.04.2004 N 102 в части уплаты пени за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 30353 руб.

В соответствии с
п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Из представленной в материалы дела копии выписки из лицевого счета МУП “Кораблинское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства“ следует, что пени за несвоевременное перечисление налога на добавленную стоимость за март 2004 г. в сумме 27934 руб. 32 коп. начислена налоговым органом за период с 23.03.2004 по 31.12.2004.

В силу п. 1 ст. 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость за истекший налоговый период производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, за март месяц 2004 г. налогоплательщик обязан был уплатить продекларированный налог на добавленную стоимость в сумме 229242 руб. в срок не позднее 20.04.2004. Поэтому за несвоевременную уплату налога пени должна быть начислена с 21.04.2004 по 26.04.2004 (день предъявления требования), что составляет 535 руб.

При таких обстоятельствах суд правомерно посчитал, что инспекцией не доказана законность требования об уплате пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 30353 руб., в связи с чем на законных основаниях признал его в указанной части недействительным.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.06.2005 по делу N А54-1465/2005С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Рязанской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.