Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 17.06.2005 N А48-8628/04-8 В действиях налогоплательщика, который правомерно, на основании Налогового кодекса, применил при исчислении суммы единого социального налога налоговый вычет на сумму начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствуют событие и состав какого-либо налогового правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 17 июня 2005 г. Дело N А48-8628/04-8“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 2 по Орловской области на Решение от 17.02.2005 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-8628/04-8,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция МНС РФ по Железнодорожному району г. Орла (в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС РФ N 2 по Орловской области, далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с государственного унитарного дочернего предприятия “Центр стандартизации и метрологии “Орелагропромстандарт“ (далее - ГУДП “ЦСМ “Орелагропромстандарт“) недоимки по единому
социальному налогу (далее - ЕСН) в сумме 8857 руб. 48 коп., пени в размере 679 руб. 89 коп. и налоговых санкций в размере 1771 руб. 50 коп., а всего - 13080 руб. 37 коп.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 17.02.2005 заявленные требования удовлетворены в части взыскания недоимки по ЕСН в сумме 8857 руб. 48 коп. и пени в размере 679 руб. 89 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС РФ N 2 по Орловской области просит отменить судебный акт, как принятый в нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, ГУДП “ЦСМ “Орелагропромстандарт“ 30.03.2004 представило в ИМНС РФ по Железнодорожному району г. Орла налоговые декларации по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год.

По результатам камеральной проверки указанных деклараций налоговым органом принято Решение от 17.06.2004 N 25, которым плательщику доначислен ЕСН в сумме 8857 руб. 48 коп., пеня в размере 679 руб. 89 коп., а также ГУДП “ЦСМ “Орелагропромстандарт“ привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 1771 руб. 50 коп.

Основанием для указанных доначислений послужило неправомерное, по мнению Инспекции, применение налогоплательщиком вычета по ЕСН, поскольку страховые взносы предприятием были начислены, но уплата их произведена не в полном объеме, как того требует п. 3 ст. 243 НК РФ.

На основании решения по результатам проверки налогоплательщику 17.06.2004 выставлены требования N N 24 - 25
об уплате налога, пени и штрафа.

Поскольку в добровольном порядке предъявленные плательщику суммы уплачены не были, Инспекция обратилась в суд с иском.

Рассматривая спор по существу, суд пришел к выводу о правомерности заявленных налоговым органом требований в части взыскания с ГУДП “ЦСМ “Орелагропромстандарт“ недоимки и пени, при этом отказав во взыскании штрафа.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Пунктом 3 ст. 243 НК РФ предусмотрено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, рассчитанной исходя из налоговой базы, определяемой нарастающим итогом с начала налогового периода до
окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по установленной форме.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит внесению в бюджет не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. В случае если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Нормами ст. 106 НК РФ определено, что под налоговым правонарушением понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика (действие или бездействие), за которое Налоговым кодексом
установлена ответственность.

Судом установлено, что правомерность исчисления заявителем суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 год налоговый орган не ставит под сомнение.

В соответствии с нормами ст. 243 НК РФ сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов, т.е. законодательством о налогах и сборах определено, что уменьшение уплаты налога связано именно с начислением страховых взносов.

Следовательно, в действиях налогоплательщика, который правомерно, на основании Налогового кодекса, применил при исчислении суммы единого социального налога налоговый вычет на сумму начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствуют событие и состав какого-либо налогового правонарушения, в связи с чем у Инспекции не было правовых оснований для привлечения ГУДП “ЦСМ “Орелагропромстандарт“ к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.

При таких обстоятельствах решение суда в указанной части также является законным и обоснованным.

Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

В силу изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17.02.2005 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-8628/04-8 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.