Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 31.05.2005 N А64-6872/04-16 Нормы Налогового кодекса не содержат императивного требования по представлению первичных бухгалтерских документов при направлении налоговой декларации, и отказ в возмещении НДС из бюджета по мотиву непредставления таких документов, их неубедительности или недостаточности не основан на нормах налогового законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 31 мая 2005 г. Дело N А64-6872/04-16“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2005 по делу N А64-6872/04-16,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Торговая компания “Спектр“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС России по г. Тамбову от 08.09.2004 N 374.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2005 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным Решение Инспекции МНС России по г. Тамбову от 08.09.2004 N 374 в части доначисления
налога на добавленную стоимость в сумме 1713537 руб., пени в сумме 47896 руб. и применения налоговых санкций в сумме 342707 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе Инспекция ФНС России по г. Тамбову (правопреемник Инспекции МНС России по г. Тамбову) просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция находит судебный акт подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по г. Тамбову в ходе камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2004 г., представленной ООО ТК “Спектр“ 19.05.2004, в адрес общества направлено требование от 11.08.2004 N 11-48/10491 о представлении документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость.

В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговой инспекцией принято Решение от 08.09.2004 N 374 о привлечении ООО ТК “Спектр“ к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 350 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 342707 руб., а также налогоплательщику предложено уплатить доначисленные налог на добавленную стоимость в сумме 1713537 руб. и пени в сумме 47896 руб.

Полагая, что решение налогового органа не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ООО ТК “Спектр“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что нормы Налогового кодекса не содержат императивного требования
по представлению первичных бухгалтерских документов при направлении налоговой декларации, и отказ в возмещении налога из бюджета по мотиву непредставления таких документов, их неубедительности или недостаточности не основан на нормах налогового законодательства и противоречит ст. 88 НК РФ, гл. 21 НК РФ. Первичные документы, относящиеся к хозяйственной деятельности общества, и их соответствие отчетности являются предметом выездной налоговой проверки, для проведения которой Налоговым кодексом установлен особый порядок.

Данный вывод является ошибочным.

В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные этой статьей вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных ст. 171 НК РФ.

Таким образом, заявляя налоговые вычеты, налогоплательщик должен подтвердить право на их применение путем представления налоговому органу соответствующих первичных документов, подтверждающих факт приобретения, оплату, а также принятие на учет товара (работы, услуги).

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием
для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При этом абзацем четвертым данной статьи Кодекса предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рассматриваемом случае ООО ТК “Спектр“ не исполнило своей обязанности по представлению истребованных документов, что лишило налоговую инспекцию возможности проверить правильность исчисления налога на добавленную стоимость, а следовательно, не подтвердило надлежащим образом право на применение налоговых вычетов.

Вывод суда о том, что первичные документы, относящиеся к хозяйственной деятельности общества, являются предметом выездной налоговой проверки, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа исходя из имеющихся налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и истребованных налоговым органом.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт в этой части подлежит отмене, как вынесенный с нарушением норм материального права, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В необжалуемой части решение арбитражного суда соответствует нормам материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2005 по делу N А64-6872/04-16 в части признания недействительным Решения Инспекции МНС России по г. Тамбову от 08.09.2004 N 374 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 1713537 руб., пени в сумме 47896 руб. и применения налоговых санкций в сумме 342707 руб. отменить. Дело в указанной части
направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.