Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 24.05.2005 N А68-33/ГП-8-04 Объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 24 мая 2005 г. Дело N А68-33/ГП-8-04“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 17 мая 2005 г.

(дата объявления резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Тулы на Решение Арбитражного суда Тульской области от 30.11.2004 по делу N А68-33/ГП-8-04,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Тульской области (далее - Территориальное управление), г. Тула, обратилось в арбитражный суд с иском (в окончательном варианте требований) к муниципальному образованию “Город Тула Тульской области“ в лице Комитета по
управлению имуществом Управы г. Тулы (далее - Комитет по управлению имуществом), г. Тула, о признании права собственности на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Тула, пр-т Ленина, д. 53: литеры А, Б, Б1, б, б1 - 4849,2 кв. м; нежилые помещения 1-го этажа с номерами на поэтажном плане здания N N 11 -17, 19 в литере В - 131,5 кв. м; нежилые помещения 2-го, 3-го, 4-го этажей в литере В-1 - 1231,1 кв. м по данным технического паспорта БТИ от 17.11.2003.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены муниципальное учреждение “Городская служба единого заказчика“, г. Тула, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Московский университет МВД РФ“ Тульский филиал (далее - Тульский филиал МосУ МВД РФ), г. Тула, Учреждение юстиции РФ по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тульской области (далее - Учреждение юстиции), г. Тула, государственное учреждение “Тульский областной комитет государственной статистики“ (далее - Тулоблкомстат), г. Тула, закрытое акционерное общество “Тулавнешторг“ (далее - ЗАО “ТВТ“, в настоящее время - ООО “ТВТ“), г. Тула, государственное образовательное учреждение “Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области“ (далее - ГОУ “УМЦ ГОЧС Тульской области“), г. Тула, ГОУ ВПО “Российский государственный торгово-экономический университет“ Тульский филиал (далее - Тульский филиал РГТЭУ), г. Тула.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 30.11.2004 исковые требования удовлетворены с частичным изменением размера площадей. Суд признал право собственности Российской Федерации на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Тула, Центральный район, пр-т
Ленина, д. 53: литер А - 3541,9 кв. м; литеры Б, Б1, б, б1 - 1304,4 кв. м; литер В, В1 - 1-й этаж, 109,3 кв. м; литер В - 2, 3, 4 этажи - общей площадью 1221 кв. м по данным техпаспорта БТИ от 17.11.2003.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Комитет по управлению имуществом обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель Тульского филиала МосУ МВД РФ просил оставить принятое решение без изменения, считая его законным и обоснованным.

Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, своих представителей в суд округа не направили. В письмах, адресованных кассационной инстанции, ООО “ТВТ“ и Комитет по управлению имуществом просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 АПК РФ в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Тульского филиала МосУ МВД РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, Постановлением главы администрации г. Тулы “О реорганизации городского объединения жилищного хозяйства в городское управление муниципального жилищного хозяйства и о разграничении компетенции и полномочий по уровням управления в решении задач жилищно-коммунального обслуживания“ N 495 от 21.06.94 Комитету по управлению имуществом предписано передать
в оперативное управление ГУМЖХ муниципальный жилищный фонд и в полное хозяйственное ведение предприятиям жилищно-коммунального хозяйства движимое и недвижимое имущество, используемое для обслуживания муниципального жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в собственности городской администрации.

На основании указанного постановления 22.12.2003 произведена государственная регистрация права собственности МО “г. Тула Тульской области“ на нежилые здания (лит. А, Б), нежилые помещения (лит. В), расположенные по адресу: г. Тула, пр-т Ленина, д. 53.

Полагая, что названные объекты недвижимости являются федеральной собственностью, поскольку при разграничении государственной собственности в Российской Федерации в указанных помещениях находились учреждения, финансируемые из федерального бюджета, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ определено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В качестве таковых приложение 1 (раздел II) рассматривает объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, в том числе имущество органов внутренних дел РФ и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета РФ, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, высшие учебные заведения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на момент разграничения государственной собственности (1991 г.) спорное имущество занимали и
использовали для своего функционирования объекты, входящие в перечень объектов, указанных в разделе II названного приложения, то есть объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности.

Порядок составления и утверждения перечней объектов, передаваемых в государственную и муниципальную собственность, установлен Положением “Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности“, утвержденным Распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп.

Так, согласно п. 2 Положения запрещено включение в перечни объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности, в соответствии с приложением 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1. В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к вышеуказанному постановлению Верховного Совета РФ. При этом федеральное, государственное, муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной, государственной, муниципальной собственности (п. п. 9, 11 Положения).

Так как представленные Комитетом по управлению имуществом документы об отнесении спорного имущества к муниципальной собственности и порядке его регистрации не соответствуют требованиям действующего законодательства, и в частности Положения, утвержденного Распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств оформления права муниципальной собственности на нежилые помещения и здания, расположенные по адресу: г. Тула, пр-т Ленина, 53.

Кроме того, согласно свидетельству о внесении в реестр федерального имущества государственного учреждения, прошедшего процедуру учета федерального имущества, от 05.03.2004 N 07702278 в перечень объектов недвижимого имущества ГОУ ВПО “РГТЭУ“ вошел Тульский филиал университета со зданием “юго-восточное крыло корпуса “Б“, расположенного в г. Туле, пр-т Ленина, д. 53, лит. Б, общей
площадью 1304 кв. м“.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, частично изменив размеры площадей: за вычетом площади 233,0 кв. м, занимаемой ЗАО “Тулавнешторг“.

Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом области при вынесении обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, кассационной коллегией не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 287 ч. 1 п. 1, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 30.11.2004 по делу N А68-33/ГП-8-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.