Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 18.05.2005 N А68-АП-142/11-04 От уплаты земельного налога полностью освобождаются земли общего пользования населенных пунктов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 18 мая 2005 г. Дело N А68-АП-142/11-04“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на Решение от 02.11.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-142/11-04,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Щекиноазот“ обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным п. 1, п. 2, п. 3, п. 5, п. 6, п. 8 Решения от 10.02.2004 N 54-к Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам (реорганизована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам
Тульской области).

Решением суда от 02.11.2004 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда в части признания недействительным решения налогового органа по доначислению налога на землю под автодорогами за 2001 - 2003 гг. в размере 99364,2 руб. и привлечению к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 198728,64 руб. в связи с неправильным применением норм материального права.

Межрайонной инспекцией МНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области проведена камеральная налоговая проверка уточненных налоговых деклараций по налогу на землю за 2001 - 2003 гг., представленных 10.11.2003 (с учетом деклараций от 23.10.2003) ОАО “Щекиноазот“.

В ходе данной проверки, в частности, установлено, что

в уточненной налоговой декларации за 2001 г. предприятием неправомерно применена льгота, предусмотренная п. 9 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 “О плате за землю“, по следующим объектам:

- автодорога ОАО “Щекиноазот“ - Щекино площадью 74000 кв. м, расположенная в пос. Первомайский;

- автодорога ОАО “Щекиноазот“ - Щекино площадью 13000 кв. м, расположенная в г. Щекино;

- автодорога ОАО “Щекиноазот“ - Первомайский (с теплотрассой) площадью 65400 кв. м, расположенная в пос. Первомайский.

Данная льгота, по мнению налогового органа, применена неправомерно, т.к. вышеуказанные объекты используются предприятием в производственной деятельности и включены в Перечень земельных объектов, заверенный Щекинским межрайкомземом, землепользование которыми осуществляет ОАО “Щекиноазот“.

Сумма неуплаченного за 2001 г. налога составила 161690,4 руб.

Аналогичная льгота применена предприятием и в 2002 - 2003 гг., сумма неуплаченного налога за 2002 г. составит 323380,8 руб., за 2003 г. - 599265,2 руб.

По результатам камеральной проверки уточненных деклараций Межрайонной инспекцией МНС
РФ по крупнейшим налогоплательщикам принято Решение от 10.02.2004 N 54-к о доначислении плательщику налога на землю в сумме 1857386,84 руб., о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 за неуплату данной суммы налогов в виде штрафа в сумме 371333,37 руб., а также предложено уплатить данные суммы налогов и штрафов.

Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции обоснованно указал, что правовых оснований для начисления Обществу налога на землю не имелось.

Согласно п. 9 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю“ от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли общего пользования населенных пунктов.

Статьей 76 Земельного кодекса РСФСР (утв. Верховным Советом РСФСР 25.04.91 N 1103-1) определено, что земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах состоят из земель, используемых в том числе в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги).В Земельном кодексе от 25.10.2001 N 136-ФЗ, вступившем в силу с 29.10.2001 (ст. 1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ), указанного перечня земель общего пользования не содержится. В п. 12 ст. 85 данного Кодекса определено лишь, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, и не подлежат приватизации.

При этом вновь принятый Земельный кодекс не изменил перечень участков, относящихся к землям общего пользования, а установил новый порядок регулирования, при котором право отнесения земель к определенной категории и перевода их из одной категории в другую возлагается на соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления ст. 8 Кодекса.

Таким образом, с момента вступления
в силу Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ для решения вопроса о применении льготы, предусмотренной п. 9 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю“, следует исходить из категории, определенной по правилам ст. 8 Земельного кодекса РФ.

Письмом от 16.09.2004 N ЮИ-15-06/292, от 20.07.2004 N ЮИ-15-06/185 ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Тульской области, а также администрация п. Первомайский в отзыве по настоящему делу пояснили, что указанные автодороги обеспечивают жизнедеятельность п. Первомайский, промышленную деятельность ОАО “Щекиноазот“, ОАО “Химволокно“, Первомайский ТЭЦ и являются землями общего пользования.

В связи с изложенным кассационная инстанция полагает, что решение суда основано на полном и всестороннем исследовании материалов дела, судом правильно применены нормы материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 02.11.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-142/11-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.